https://ru.sputnik.kg/20211108/fedor-dostoevskij-ehleonora-proyaeva-literatura-filosofiya-intervyu-1054524912.html
Его книги помогут вам разобраться в жизни. Текст к 200-летию классика
Его книги помогут вам разобраться в жизни. Текст к 200-летию классика
Sputnik Кыргызстан
Кем бы стал Достоевский, если бы родился в наше время? Что связывает писателя с Альбертом Эйнштейном? Какой смысл на самом деле несет в себе "красота, которая... 08.11.2021, Sputnik Кыргызстан
2021-11-08T17:01+0600
2021-11-08T17:01+0600
2023-10-17T16:54+0600
новости
общество
кыргызстан
культура
федор достоевский
литература
философия
интервью
элеонора прояева
https://sputnik.kg/img/07e5/0b/08/1054525008_0:630:2048:1789_1920x0_80_0_0_dd0b3bb5804e5339aa6b569464b18428.jpg
11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Федора Достоевского — одного из самых читаемых писателей в мире. В честь этой даты Sputnik Кыргызстан побеседовал с филологом, тренером и автором курсов по сторителлингу Элеонорой Прояевой о творчестве знаменитого автора через призму современных реалий. — Как вы думаете, если бы Достоевский жил сейчас, в эпоху интернета и соцсетей, мы бы получили совсем другого писателя, или общество по сути не меняется и даже спустя сотни лет сталкивается с теми же проблемами? — Мне кажется, он был бы "в теме", хотя бы уже потому, что имел очень чувствительное сердце и живой, развивающийся ум. Если он что-то замечал в своем окружении, то молниеносно на это реагировал, вспомните его "Дневник писателя". То же "Преступление и наказание" он создал на основе газетной заметки. Есть одно подходящее слово — "чувствилище". Если оно есть у человека, тем более, у писателя, он, конечно, не будет молчать. — То есть в наше время Достоевский мог быть журналистом?— Не исключено! Правда, он все равно писал бы большие тексты, потому что умел выходить из частных явлений на уровень философского обобщения. Однако Достоевский — это больше, чем философ. Живи Федор Михайлович сегодня, то, как мне кажется, он бы участвовал в TEDx, носил какие-нибудь современные вещи, возможно, был бы немного похож на Славоя Жижека… Достоевский обладал необычной внешностью, поэтому он представляется мне стильным человеком.— Говорят, если Брюсу Уиллису отрастить бороду, из него получится вылитый Достоевский… — Сам Федор Михайлович считал, что у него "лицо уголовника", поэтому страшно комплексовал из-за внешности. Достаточно вспомнить, как он разбил китайскую вазу на приеме у Панаева, влюбившись в его жену Авдотью. Этот эпизод показывает нам, что у великого писателя были большие подростковые комплексы. — Этот случай донельзя похож на фрагмент из "Идиота", когда Мышкин разбил вазу на светском приеме… Возможно ли, что, рисуя для читателей образ князя, Достоевский описывал сам себя? — Да, у князя Мышкина действительно есть манеры, которые сближают его с автором. Мне кажется, в этого персонажа Достоевский вложил намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, Сервантес написал своего Дон Кихота как пример человеколюбия, Достоевский же поместил человека с такими убеждениями и душевным строем в Петербург. Князь Мышкин любит всех по-особенному, в каждом человеке он видит ребенка, и, как мне кажется, это здорово. Вот перед тобой злой дядька, за которым не счесть плохих дел, но ты видишь в нем мальчика с поломанным детством, который "вывернулся" в монстра. Вопрос в другом: что он сделал, чтобы "изжить" из себя это детство и стать другим человеком? Если он не предпринял ни одной попытки, он так и останется монстром, потому что "среда заела" — это не оправдание. Конечно, можно сколь угодно причитать: дескать, если бы я родился в другой семье, все могло сложиться иначе… В этом есть доля правды, но большая часть зависит от тебя. Я тоже в это верю. — Кстати, на вас повлияло творчество Достоевского? Я, например, познакомился с ним, прочитав "Идиота", и остался под впечатлением от того, как Федор Михайлович глубоко видел людей. Это помогло мне на практике… — С Достоевским я столкнулась в 16-17 лет. Если в этом возрасте ты попадаешь в руки человека, который любит все упрощать, то и станешь упрощенным существом с кучей проблем. Федор Михайлович же показал, насколько тонко устроена человеческая душа, как осторожно нужно с ней обращаться. Вспомните, как ведет себя "чайник", когда берет в руки новый гаджет: он боится его сломать, нажать не на ту кнопку. Почему мы так трясемся за устройство, которое стоит 100 долларов, но совсем неаккуратны с людьми, которые уж точно сложнее, чем самый дорогой смартфон? Таких гаджетов произведут еще миллионы, а каждый человек — уникален. Один из главных уроков Достоевского для меня — это осторожность в обращении с человеком. С другой стороны, есть и "побочное явление" от творчества Федора Михайловича. Женских персонажей он часто изображал как невротических дам с тонкими душевными переживаниями, и я, как и многие другие девочки, на какое-то время попала под обаяние этого типа женщин. Это когда тебе кажется, что круто быть непонятной, загадочной, противоречивой… Потом ты, конечно, понимаешь, что копируешь не изысканный образ, а болезнь. Та же Настасья Филипповна — измученная и несчастная молодая женщина. Главное — вовремя освободиться от обаяния этого невротического зла и понять, что не стоит его копировать. Зло тоже может быть привлекательным, и Достоевский это наглядно показал.— Раз уж мы снова заговорили об "Идиоте"... В романе есть эпизоды, когда в светском обществе ведутся беседы на темы, схожие с современными. Есть мнение, что, грубо говоря, сознание человека не изменилось с того момента, как был обработан первый камень для охоты. Да, вокруг нас технологии, но все это не больше чем просто мебель, а как таковой эволюции не произошло. У нас одни и те же проблемы — что сейчас, что 200 лет назад. — Я не психолог, но наблюдатель, как и все мы. Думаю, что человечество все-таки ушло вперед в психологическом плане, а именно в области понимания самого себя. Конечно, в каком-то смысле мы остались все теми же, иначе бы нас, например, не интересовала судьба Гильгамеша. В конце концов, у литературы есть свойство фиксировать общие человеческие проявления и черты.Если говорить о проблемах, то давайте рассмотрим их в "женском срезе" и перенесемся в русское общество середины XIX века, описанное Достоевским. Да, в этом обществе действительно рождаются новые тенденции и течения. В каком-то смысле мы тоже проходим через это, отстаивая право быть собой, подобно русским женщинам того времени. Однако у современных женщин более высокий фундамент — за счет образования и широких возможностей для коммуникации, в том числе через социальные сети. Возвращаясь к Достоевскому, вспомним Катерину Ивановну из "Преступления и наказания". Несчастная Мармеладова! Если бы у нее была возможность поделиться своей бедой в соцсетях…Такая бедность и нищета встречается у нас, где лепешка и чай на весь день — это не преуменьшение, а реальность. Однако даже в полном отчаянии у людей есть возможность поделиться своей проблемой и обрести шанс на ее решение.За счет развития коммуникаций люди в XXI веке гораздо быстрее шагают к изменению своей жизни, чем их предки из XIX-го. Речь не только о социальных сетях, а о коммуникациях в широком смысле от транспорта до психологической образованности населения. Даже фрейдовский психоанализ ушел в массы, а "стокгольмский синдром" для людей — уже не случайное сочетание слов. В этом есть опосредованная заслуга Достоевского, который много дал и Фрейду, и Эйнштейну. У первого даже есть статья "Достоевский и отцеубийство". Эйнштейн тоже многое почерпнул из "Братьев Карамазовых", например, из истории про летающий вокруг Земли топор. Мне кажется, что Достоевский — это не про истероидный характер, про бедных, униженных и оскорбленных. Для меня Федор Михайлович — это человек, который показал сложность мира. — В свое время меня потрясла идея "рая на земле" из "Братьев Карамазовых". Я всегда думал, что на земле возможен только ад, а жизнь — это постоянный экзамен: чтобы достичь рая, ты должен достойно вынести все страдания. Достоевский же говорит, что рай можно сделать и на земле: достаточно полюбить и принять себя и других. — В тех же "Братьях Карамазовых" есть размышления старца Зосимы. Он говорит, что все происходит в нашей душе: насколько она упорядочена, настолько и упорядочен мир вокруг нас. Объективно он может быть разным, но многое зависит и от тебя. Это утверждение мне кажется очень верным. Мир и человек в нем вокруг хрупки, как крыло бабочки, и это ощущение заставляет тебя быть внимательнее к каждому слову или действию. — Мне вспомнилась фраза из Булгакова: "Разруха не в клозетах, а в головах". В то же время ловлю себя на мысли, что если вокруг меня беспорядок, то и мысли в голове не складываются. Как только начинаешься прибираться, в голове все сразу раскладывается по полочкам. Это касается не только квартиры, но и города, потому что город — тоже дом. Когда видишь кругом плевки, разбросанный мусор, эта вседозволенность провоцирует тебя. Что уж говорить о детях, которые каждый день видят пример взрослых...— Жаль, что фраза Достоевского "красота спасет мир" валяется под ногами у кого попало: искаженное и упрощенное, это выражение упоминают при всяком удобном случае. На самом деле эти слова посвящены гармонии и согласию. Любая дисгармония и нарушенные пропорции, несоответствие в наших речах и поступках делают нашу жизнь тяжелой. Когда ты в мире с самим собой, это и есть счастье. Однако жизнь то и дело подкидывает нам испытания, с людьми случается разное. В этом отношении высшее благо — когда ты понимаешь, что можешь преодолеть все проблемы и оставаться счастливым. Мне нравится выражение, суть которого в том, что человека характеризует не совершенная ошибка, а реакция на нее. — Учитывая это определение, можно ли назвать Достоевского счастливым человеком? — Он много страдал, но и счастье в его жизни тоже было. Федор Михайлович и в тюрьме сидел, и на каторге побывал, и даже был приговорен к расстрелу… Он потерял многих любимых, да и с женщинами ему повезло не сразу. Казалось бы, на его долю выпало столько несчастий, что пистолет должен лежать где-то рядом, но Достоевский сумел преодолеть эти тяготы и не разувериться в жизни. Даже самый жесткий его персонаж — Иван Карамазов — говорит: "Дороги мне клейкие листочки…". Парадоксальный герой, он не верит во взрослых, но верит в детей. Он знает, что именно от детей зависит, каким будет наш мир.
https://ru.sputnik.kg/20190804/radio-sputnik-kyrgyzstan-podkast-literatura-mezhdu-strok-1045291092.html
https://ru.sputnik.kg/20160129/1021959152.html
https://ru.sputnik.kg/20210829/literatura-klassiki-podkast-belinskiy-1053701849.html
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Карина Разетдинова
https://sputnik.kg/img/104001/22/1040012215_2640:109:3962:1431_100x100_80_0_0_aba9872f064e9784500333de22381726.jpg
Карина Разетдинова
https://sputnik.kg/img/104001/22/1040012215_2640:109:3962:1431_100x100_80_0_0_aba9872f064e9784500333de22381726.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e5/0b/08/1054525008_0:566:2048:1853_1920x0_80_0_0_9899285c39ed046bc9d5b8db87f29ac4.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Карина Разетдинова
https://sputnik.kg/img/104001/22/1040012215_2640:109:3962:1431_100x100_80_0_0_aba9872f064e9784500333de22381726.jpg
новости, общество, кыргызстан, культура, федор достоевский, литература, философия, интервью, элеонора прояева
новости, общество, кыргызстан, культура, федор достоевский, литература, философия, интервью, элеонора прояева
11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Федора Достоевского — одного из самых читаемых писателей в мире. В честь этой даты Sputnik Кыргызстан побеседовал с филологом, тренером и автором курсов по сторителлингу Элеонорой Прояевой о творчестве знаменитого автора через призму современных реалий.
— Как вы думаете, если бы Достоевский жил сейчас, в эпоху интернета и соцсетей, мы бы получили совсем другого писателя, или общество по сути не меняется и даже спустя сотни лет сталкивается с теми же проблемами?
— Мне кажется, он был бы "в теме", хотя бы уже потому, что имел очень чувствительное сердце и живой, развивающийся ум. Если он что-то замечал в своем окружении, то молниеносно на это реагировал, вспомните его "Дневник писателя". То же "Преступление и наказание" он создал на основе газетной заметки. Есть одно подходящее слово — "чувствилище". Если оно есть у человека, тем более, у писателя, он, конечно, не будет молчать.
— То есть в наше время Достоевский мог быть журналистом?
— Не исключено! Правда, он все равно писал бы большие тексты, потому что умел выходить из частных явлений на уровень философского обобщения. Однако Достоевский — это больше, чем философ. Живи Федор Михайлович сегодня, то, как мне кажется, он бы участвовал в TEDx, носил какие-нибудь современные вещи, возможно, был бы немного похож на Славоя Жижека… Достоевский обладал необычной внешностью, поэтому он представляется мне стильным человеком.
— Говорят, если Брюсу Уиллису отрастить бороду, из него получится вылитый Достоевский…
— Сам Федор Михайлович считал, что у него "лицо уголовника", поэтому страшно комплексовал из-за внешности. Достаточно вспомнить, как он разбил китайскую вазу на приеме у Панаева, влюбившись в его жену Авдотью. Этот эпизод показывает нам, что у великого писателя были большие подростковые комплексы.
— Этот случай донельзя похож на фрагмент из "Идиота", когда Мышкин разбил вазу на светском приеме… Возможно ли, что, рисуя для читателей образ князя, Достоевский описывал сам себя?
— Да, у князя Мышкина действительно есть манеры, которые сближают его с автором. Мне кажется, в этого персонажа Достоевский вложил намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, Сервантес написал своего Дон Кихота как пример человеколюбия, Достоевский же поместил человека с такими убеждениями и душевным строем в Петербург. Князь Мышкин любит всех по-особенному, в каждом человеке он видит ребенка, и, как мне кажется, это здорово.
Вот перед тобой злой дядька, за которым не счесть плохих дел, но ты видишь в нем мальчика с поломанным детством, который "вывернулся" в монстра. Вопрос в другом: что он сделал, чтобы "изжить" из себя это детство и стать другим человеком? Если он не предпринял ни одной попытки, он так и останется монстром, потому что "среда заела" — это не оправдание. Конечно, можно сколь угодно причитать: дескать, если бы я родился в другой семье, все могло сложиться иначе… В этом есть доля правды, но большая часть зависит от тебя. Я тоже в это верю.
— Кстати, на вас повлияло творчество Достоевского? Я, например, познакомился с ним, прочитав "Идиота", и остался под впечатлением от того, как Федор Михайлович глубоко видел людей. Это помогло мне на практике…
— С Достоевским я столкнулась в 16-17 лет. Если в этом возрасте ты попадаешь в руки человека, который любит все упрощать, то и станешь упрощенным существом с кучей проблем. Федор Михайлович же показал, насколько тонко устроена человеческая душа, как осторожно нужно с ней обращаться. Вспомните, как ведет себя "чайник", когда берет в руки новый гаджет: он боится его сломать, нажать не на ту кнопку. Почему мы так трясемся за устройство, которое стоит 100 долларов, но совсем неаккуратны с людьми, которые уж точно сложнее, чем самый дорогой смартфон? Таких гаджетов произведут еще миллионы, а каждый человек — уникален. Один из главных уроков Достоевского для меня — это осторожность в обращении с человеком.
С другой стороны, есть и "побочное явление" от творчества Федора Михайловича. Женских персонажей он часто изображал как невротических дам с тонкими душевными переживаниями, и я, как и многие другие девочки, на какое-то время попала под обаяние этого типа женщин. Это когда тебе кажется, что круто быть непонятной, загадочной, противоречивой… Потом ты, конечно, понимаешь, что копируешь не изысканный образ, а болезнь. Та же Настасья Филипповна — измученная и несчастная молодая женщина.
Главное — вовремя освободиться от обаяния этого невротического зла и понять, что не стоит его копировать. Зло тоже может быть привлекательным, и Достоевский это наглядно показал.
— Раз уж мы снова заговорили об "Идиоте"... В романе есть эпизоды, когда в светском обществе ведутся беседы на темы, схожие с современными. Есть мнение, что, грубо говоря, сознание человека не изменилось с того момента, как был обработан первый камень для охоты. Да, вокруг нас технологии, но все это не больше чем просто мебель, а как таковой эволюции не произошло. У нас одни и те же проблемы — что сейчас, что 200 лет назад.
— Я не психолог, но наблюдатель, как и все мы. Думаю, что человечество все-таки ушло вперед в психологическом плане, а именно в области понимания самого себя. Конечно, в каком-то смысле мы остались все теми же, иначе бы нас, например, не интересовала судьба Гильгамеша. В конце концов, у литературы есть свойство фиксировать общие человеческие проявления и черты.
Если говорить о проблемах, то давайте рассмотрим их в "женском срезе" и перенесемся в русское общество середины XIX века, описанное Достоевским. Да, в этом обществе действительно рождаются новые тенденции и течения. В каком-то смысле мы тоже проходим через это, отстаивая право быть собой, подобно русским женщинам того времени.
Однако у современных женщин более высокий фундамент — за счет образования и широких возможностей для коммуникации, в том числе через социальные сети. Возвращаясь к Достоевскому, вспомним Катерину Ивановну из "Преступления и наказания". Несчастная Мармеладова! Если бы у нее была возможность поделиться своей бедой в соцсетях…
Такая бедность и нищета встречается у нас, где лепешка и чай на весь день — это не преуменьшение, а реальность. Однако даже в полном отчаянии у людей есть возможность поделиться своей проблемой и обрести шанс на ее решение.
За счет развития коммуникаций люди в XXI веке гораздо быстрее шагают к изменению своей жизни, чем их предки из XIX-го. Речь не только о социальных сетях, а о коммуникациях в широком смысле от транспорта до психологической образованности населения. Даже фрейдовский психоанализ ушел в массы, а "стокгольмский синдром" для людей — уже не случайное сочетание слов. В этом есть опосредованная заслуга Достоевского, который много дал и Фрейду, и Эйнштейну. У первого даже есть статья "Достоевский и отцеубийство". Эйнштейн тоже многое почерпнул из "Братьев Карамазовых", например, из истории про летающий вокруг Земли топор.
Мне кажется, что Достоевский — это не про истероидный характер, про бедных, униженных и оскорбленных. Для меня Федор Михайлович — это человек, который показал сложность мира.
— В свое время меня потрясла идея "рая на земле" из "Братьев Карамазовых". Я всегда думал, что на земле возможен только ад, а жизнь — это постоянный экзамен: чтобы достичь рая, ты должен достойно вынести все страдания. Достоевский же говорит, что рай можно сделать и на земле: достаточно полюбить и принять себя и других.
— В тех же "Братьях Карамазовых" есть размышления старца Зосимы. Он говорит, что все происходит в нашей душе: насколько она упорядочена, настолько и упорядочен мир вокруг нас. Объективно он может быть разным, но многое зависит и от тебя. Это утверждение мне кажется очень верным. Мир и человек в нем вокруг хрупки, как крыло бабочки, и это ощущение заставляет тебя быть внимательнее к каждому слову или действию.
— Мне вспомнилась фраза из Булгакова: "Разруха не в клозетах, а в головах". В то же время ловлю себя на мысли, что если вокруг меня беспорядок, то и мысли в голове не складываются. Как только начинаешься прибираться, в голове все сразу раскладывается по полочкам. Это касается не только квартиры, но и города, потому что город — тоже дом. Когда видишь кругом плевки, разбросанный мусор, эта вседозволенность провоцирует тебя. Что уж говорить о детях, которые каждый день видят пример взрослых...
— Жаль, что фраза Достоевского "красота спасет мир" валяется под ногами у кого попало: искаженное и упрощенное, это выражение упоминают при всяком удобном случае. На самом деле эти слова посвящены гармонии и согласию. Любая дисгармония и нарушенные пропорции, несоответствие в наших речах и поступках делают нашу жизнь тяжелой. Когда ты в мире с самим собой, это и есть счастье.
Однако жизнь то и дело подкидывает нам испытания, с людьми случается разное. В этом отношении высшее благо — когда ты понимаешь, что можешь преодолеть все проблемы и оставаться счастливым. Мне нравится выражение, суть которого в том, что человека характеризует не совершенная ошибка, а реакция на нее.
— Учитывая это определение, можно ли назвать Достоевского счастливым человеком?
— Он много страдал, но и счастье в его жизни тоже было. Федор Михайлович и в тюрьме сидел, и на каторге побывал, и даже был приговорен к расстрелу… Он потерял многих любимых, да и с женщинами ему повезло не сразу. Казалось бы, на его долю выпало столько несчастий, что пистолет должен лежать где-то рядом, но Достоевский сумел преодолеть эти тяготы и не разувериться в жизни. Даже самый жесткий его персонаж — Иван Карамазов — говорит: "Дороги мне клейкие листочки…". Парадоксальный герой, он не верит во взрослых, но верит в детей. Он знает, что именно от детей зависит, каким будет наш мир.