Covid-19
Трагедия в Кыргызстане глазами российских врачей
5 историй
Covid-19
Трагедия в Кыргызстане глазами российских врачей
5 историй
Вставать засветло, чтобы начать работать пораньше, не любит никто. И журналисты не исключение. Но на этот раз никто не ворчал, что пришлось проснуться в полчетвертого ночи и отправиться в аэропорт "Манас"— ситуация в стране слишком серьезная, тут не до сожалений о прерванном сне…

Наконец на взлетно-посадочной полосе приземлился самолет — спецборт российского МЧС. Оттуда спешно стали выходить люди — кто в футболке, кто в пуховике, но все с масками на лицах. Они ведь врачи и правила предосторожности прекрасно знают.

Неожиданно в рассветном воздухе раздался громкий мужской голос: "Добро пожаловать!". Это кто-то из журналистов не выдержал и решил сам поприветствовать докторов, только что ступивших на кыргызскую землю. Его примеру тут же последовали остальные: они выкрикивали слова приветствия и благодарности. У врачей под масками засияли улыбки… Они поняли: их тут очень ждали.
Еще совсем недавно никто и представить не мог, что эпидемиологическая ситуация в Кыргызстане настолько выйдет из-под контроля. Первые случаи заражения коронавирусом выявили еще в марте. Тогда казалось, что республика полностью подготовлена к встрече с опасной инфекцией: на всей территории ввели режим ЧС, а в некоторых регионах — ЧП, в Бишкеке и Оше появились блокпосты, закрылись все магазины, кроме продуктовых.

Однако месяц карантина больно ударил по экономике страны: например, в апреле объемы торговли рухнули на 40 процентов, доходы республиканского бюджета сократились на 42 процента, а ресторанный и гостиничный бизнес и вовсе впал в депрессию — минус 86 процентов по сравнению с показателями предыдущего года.

Когда карантин сняли, многие вздохнули с облегчением: людям казалось, что самое страшное позади, Кыргызстан отделался малой кровью — смертью всего нескольких человек. Однако в начале июня статистика по заболевшим поползла вверх, а в июле наступил коллапс.
Как Россия помогла Кыргызстану
в борьбе с коронавирусом
69
российских медиков прибыло
в Кыргызстан
на 205 млн
рублей передано оборудования
и медикаментов
В Кыргызстан поступили:
31
аппарат ИВЛ
5
рентген-аппаратов
70
прикроватных мониторов
1300
наборов тест-систем и реагенты для проведения 105 000 исследований
125 000
медицинских масок
24 100
защитных комбинезонов
Источник: посольство Российской Федерации в Кыргызской Республике
Больницы быстро оказались переполнены, люди задыхались перед дверьми медучреждений. Лекарства сразу стали дефицитом: приобрести их в аптеках было невозможно, а перекупщики взвинтили цены в несколько раз. Но самое страшное — стали повально болеть врачи: к началу августа было зафиксировано около 3 тысяч случаев заражения коронавирусом среди медицинских работников, 73 из них умерли. Для шестимиллионной республики это огромные потери.

На помощь пришли сотни студентов медицинских вузов и факультетов, ординаторов и волонтеров, но опытных докторов не хватало. Именно поэтому новость о приезде сотни российских врачей испуганное население Кыргызстана восприняло на "ура". Вдобавок из РФ прибыли тонны лекарств, аппараты ИВЛ, рентген-аппараты и прочее оборудование, в котором отчаянно нуждалась наша страна.

Мы выслушали истории пяти российских докторов, чтобы понять, что подвигло их отправиться за тысячи километров от родного дома ради спасения кыргызстанцев.
1
История Лилии Козыревой
1
История Лилии Козыревой
Чтобы понять, каково российским медикам в Кыргызстане, достаточно посмотреть прогноз погоды. Если в Уфе (а подавляющее число врачей именно оттуда) сегодня +13 градусов, то в Бишкеке — 37 выше нуля. На юге страны и того жарче, о чем с болью в голосе говорили россияне. Ведь доктора обязаны большую часть смены носить защитные костюмы.

Впрочем, как отметила пульмонолог Лилия Козырева, именно жаркий климат помог кыргызстанцам избежать многих проблем с легкими.
Лилия
Козырева
пульмонолог
"У нас на Урале зимы очень холодные, да и промышленность развита. Заболеваемость органов дыхания гораздо выше, чем тут. Раньше многие люди, заболевшие астмой, уезжали жить в Среднюю Азию — приступов становилось меньше", — рассказала она.
Именно поэтому в республике оказалось слишком мало пульмонологов — в "докоронавирусную эпоху" данная специальность вообще не была востребована среди кыргызстанских докторов. Когда же в страну пришел смертоносный COVID-19, стало ясно, что они еще как нужны.

Пульмонолог с 30-летним стажем Лилия Козырева была здесь нарасхват. За несколько недель в Кыргызстане она объездила почти все области, чтобы поделиться опытом с коллегами.
"Мы понимаем, как трудно вашим докторам: им приходится ставить диагнозы и оценивать динамику только на основании клинических признаков, ведь провести многие анализы и тесты невозможно. Если ты при этом ограничен в лекарственных средствах, вывести человека из критического состояния вдвойне тяжело", — подчеркнула врач.
Сильнее всего ситуацию осложняла нехватка аппаратов компьютерной томографии: поставить без них диагноз нелегко. Как объяснила доктор, рентген не способен выявить все изменения в легких.
"Я привыкла, что в России диагноз ставится главным образом по результатам КТ, так как ПЦР-диагностика — выявление следов вируса в слизистой верхних дыхательных путей — тоже не всегда достоверна. Согласно мировой статистике, процент выявления в этом случае доходит до 60, то есть в 40 процентах случаев ПЦР не может обнаружить вирус", — отметила Козырева.
Прокомментировала она и тот факт, что у многих кыргызстанцев, переболевших коронавирусной инфекцией, не удалось выявить антитела.
"Даже у некоторых моих коллег, контактировавших с больными, антитела выявлены не были. Для нас это пока необъяснимо. Возможно, антитела просто не успели выработаться, или их очень мало. Это повод для будущих размышлений. Даже у тех людей, у которых выработались антитела, они сохраняются в течение одного-трех месяцев. Что будет потом, мы опять же не знаем. Пока нам неизвестны случаи повторного заражения", — сказала медик.
Лилия Козырева призналась, что взгляды местных пациентов тронули ее до глубины души. Доктор подчеркнула, что кыргызстанцы отличаются терпением и стойко, через боль, делают все, чтобы выжить.
2
История Константина Золотухина
2
История Константина Золотухина
6 апреля новости об уфимской клинике, в которой работает анестезиолог-реаниматолог Константин Золотухин, облетели весь мир. После смерти пожилой пациентки с COVID-19 и сахарным диабетом в Республиканской клинической больнице имени Куватова был введен жесткий карантин. Пациентам и медперсоналу запретили покидать территорию учреждения в течение двух недель.

Золотухин тоже был в числе врачей, которые утром пришли на работу и поняли, что домой они в ближайшие 14 дней не вернутся. Он признался, что вспоминать о тех днях тяжело.
Константин
Золотухин
анестезиолог-реаниматолог
"В больнице было около 600 пациентов и примерно 400 медработников. Это была стрессовая ситуация, но мы ее пережили. История получила огласку в разных странах... Врачи оказались в закрытой больнице, лечили пациентов и делали все, чтобы обезопасить медперсонал", — рассказал Золотухин.
После пережитого опытный врач с готовностью согласился отправиться в Кыргызстан.
"Для меня было большой радостью приехать в эту страну, обменяться опытом с коллегами. За небольшой промежуток времени я встретил много гостеприимных, вежливых и добродушных людей. Коллеги, новые знакомые всегда готовы помочь советом, поспособствовать решению проблемы", — отметил доктор.
Российских медиков распределили по самым "горячим" точкам. Константину Золотухину "достался" Бишкек, ведь именно столица первой приняла удар эпидемии.
"Недавно нам удалось вывести из крайне тяжелого состояния пациентку, которая провела пять дней на аппарате ИВЛ. Сейчас она дышит и ест самостоятельно. Объясню, почему я акцентирую внимание на этом случае. Фактически искусственная вентиляция легких осложняет течение болезни. На ИВЛ попадают самые тяжелые пациенты, у которых легкие поражены настолько, что они не могут дышать самостоятельно. Поэтому каждый больной, которого удалось "снять" с аппарата ИВЛ и стабилизировать, заслуживает большого внимания", — подчеркнул Золотухин.
Он посетовал, что социальное положение многих кыргызстанцев не позволяет им уберечься от заболевания.
"Я видел много пациентов, которым нужно было кормить семью. Несмотря на температуру, кашель и другие признаки респираторного заболевания, они продолжали работать. В больницу такие люди попадали уже в крайне тяжелом состоянии", — сказал врач.
Он призвал всех кыргызстанцев делать то, о чем они слышали "миллион раз": не выходить на улицу без повода, минимизировать контакты с окружающими, не забывать об антисептиках и о защитных масках.
3
История Радика Надыргулова
3
История Радика Надыргулова
Башкирский анестезиолог-реаниматолог Радик Надыргулов тоже попал в столицу, но в южную. Доктор спасает тяжелобольных в Оше.

Он и сам обязан медицине жизнью: когда уфимец был еще ребенком, врачи вытащили его с того света после тяжелых осложнений операции по удалению аппендикса.

Надыргулов признался, что перед поездкой в Кыргызстан сильно переживал: удастся ли сработаться с местными врачами? К счастью, его опасения оказались напрасными.
Радик
Надыргулов
анестезиолог-реаниматолог
"Когда наша группа приехала сюда, Ошская область занимала одно из лидирующих мест в стране по числу пациентов с COVID-19, было много тяжелобольных. Я работаю там с 24 июля, нас очень хорошо встретили. За короткий период удалось сработаться с местными врачами", — рассказал медик.
Как объяснил реаниматолог, много проблем создали ненастоящие протоколы лечения, которые распространяются в Сети. По его словам, там написана "полная чушь".
"К нам поступил пациент, у которого заболевание около десяти дней протекало в активной форме. Все это время он лечился по рекомендациям из интернета: в ход шли антибиотики, кроворазжижающие препараты, гормоны... Мужчина даже сам назначил себе инфузионную терапию — проще говоря, капельницы. Только когда ситуация обострилась до предела, обратился к медикам", — отметил Надыргулов.
Он подчеркнул, что попытки самолечения часто приводят к ухудшению состояния, и призвал кыргызстанцев обращаться за помощью к специалистам.
4
История Сергея Клявлина
4
История Сергея Клявлина
Уфимский анестезиолог-реаниматолог Сергей Клявлин женился год назад и все это время практически не бывал дома.
Сергей
Клявлин
анестезиолог-реаниматолог
"Еще до пандемии я работал в отдаленных районах нашей республики, где не хватало реаниматологов. С апреля по сегодняшний день нахожусь на службе в COVID-госпиталях.
Узнав, что я на месяц уезжаю в Кыргызстан, жена, конечно, расстроилась. Родители же сказали: "Работа есть работа". И я сам прекрасно понимаю: раз мы выбрали эту профессию, значит, должны делать все, что от нас зависит", — заявил врач.

Его профессиональный опыт пригодился не только на малой родине, но и в Карачаево-Черкессии, где Клявлин помогал коллегам в борьбе с коронавирусом. Местом следующей командировки стал Кыргызстан.
"Перед нами стоит ответственная задача: мы решаем проблемы, прежде всего помогаем братскому народу, ведь кыргызы — кровные братья башкир и татар. Кроме того, здесь мы являемся лицом Российской Федерации, что тоже почетно и отрадно", — сказал Клявлин.
Он отметил пару особенностей, которые удивили его в КР. Во-первых, численность волонтеров, готовых в любой момент откликнуться на просьбу о помощи. Во-вторых, российский врач был восхищен сплоченностью кыргызстанских медиков.
"У вас заведующий отделением — не просто самый опытный врач, а именно организатор, который пользуется авторитетом у подчиненных. Медработники выполняют их поручения без пререканий, по схеме "сказано — сделано", — пояснил доктор.
5
История Булата Бакирова
5
История Булата Бакирова
Доктору наук из Уфы Булату Бакирову в какой-то степени повезло — он попал в Каракол. Во-первых, там довольно прохладное лето, а во-вторых, совсем недалеко жемчужина республики — озеро Иссык-Куль. Впрочем, российским докторам не до любования окрестностями: тяжелобольных пациентов с COVID-19 никто не отменял.

По словам Бакирова, больница — это не столько стены, койки и медицинское оборудование, сколько врачи, а с ними в Кыргызстане все в порядке.
Булат
Бакиров
доктор наук
"В Караколе работают ординаторы из Бишкека, они приехали на месяц. Мы восхищены их уровнем подготовки. Приглашаем студентов и ординаторов в клинику Башкирского государственного медицинского университета для знакомства с нашей системой здравоохранения и организацией работы COVID-госпиталя", — сообщил врач.
Самое страшное позади?
Самое страшное позади?
Число новых зараженных коронавирусом в Кыргызстане каждый день снижается, резко сократился и уровень смертности. Из-за небольшого количества пациентов закрываются стационары, исчезли огромные очереди на КТ.

Замглавы Министерства здравоохранения Башкортостана Евгений Кустов отметил, что кыргызстанские врачи быстро перенимают опыт российских коллег.
Евгений
Кустов
замглавы Министерства здравоохранения Башкортостана
"Мы дали рекомендации по правильному проведению противоэпидемических мероприятий, однако заметили, что местные врачи освоили лечение COVID-19 на "отлично". В медицинских учреждениях, которые мы посетили, было достаточно лекарств и медицинского оборудования", — заверил Кустов.
Работу российских врачей в свою очередь высоко оценил премьер-министр КР Кубатбек Боронов. Глава кабмина выразил им глубокую признательность за поддержку.
"От имени правительства и от себя лично выражаю большую благодарность медицинским специалистам, приехавшим к нам, за оказание практической помощи и рекомендации по лечению пациентов. Желаем вам успехов в столь ответственной деятельности и крепкого здоровья", — сказал Боронов.
Однако специалисты уверяют: несмотря на улучшение обстановки, расслабляться пока рано. Граждане должны по-прежнему носить маски, избегать мест массового скопления людей и соблюдать социальную дистанцию.
Авторы
Асель Минбаева, Светлана Федотова, Карина Разетдинова

Фото
Табылды Кадырбеков

Дизайнер

Даниил Сулайманов

Руководитель

Эрнис Алымбаев
Лента новостей
0