Кто из кыргызстанцев мог полететь в космос вместо Гагарина?
60 фактов, связывающих космос и Кыргызстан
Кто из кыргызстанцев мог полететь в космос вместо Гагарина?
60 фактов, связывающих космос и Кыргызстан
12 апреля 1961 года человечество совершило исторический прорыв: советский космонавт Юрий Гагарин первым в мире совершил космический полет. В честь знаменательной даты Sputnik Кыргызстан отыскал 60 любопытных фактов, связывающих нашу страну с космической индустрией.
Наши космонавты, которые могли быть первыми
1. Шансы стать первыми в космосе были у двух жителей Джалал-Абада — Марса Рафикова и Валентина Варламова.

Они вошли в отряд космонавтов, впоследствии известный как "гагаринский" или "команда "Икс". Рафиков родился в селе Бек-Абад Сузакского района, а Варламов — в Пензенской области, но через некоторое время приехал в Джалал-Абад.*

*Такие сведения приводятся в книге историка, педагога и почетного джалалабадца Василия Трунова. Также в некоторых источниках указывается, что Варламов окончил школу в Соль-Илецке в 1952 году.

2. Рафиков и Варламов служили в одном гарнизоне в городе Орле.

Кстати, гарнизон объединил сразу трех будущих членов отряда "Икс": помимо Рафикова и Варламова, в том гарнизоне служил еще один потенциальный кандидат на полет в космос — Валентин Филатьев.

3. Из 20 членов отряда Варламов вошел в шестерку претендентов, которых ускоренно готовили к первому полету.

Вместе с ним в список избранных попали Юрий Гагарин и Герман Титов.
Первый отряд советских космонавтов во время отдыха в Сочи. Третий во втором ряду (слева направо) — Марс Рафиков.
4. Однажды во время подъема в барокамере Рафиков всерьез перепугал врачей.

Во время сна у него отказал датчик дыхания. Дежурный врач заглянул в иллюминатор и ужаснулся: Марс лежал без дыхания! Доктор написал записку, положил ее в специальный люк и через микрофон сказал: "Марс Закирович! Возьмите содержимое передаточного люка!". Спросонья перепугался и сам Рафиков: подумал, что начались слуховые галлюцинации...
Члены первого отряда космонавтов Валентин Варламов, Юрий Гагарин, Анатолий Карташов, Андриян Николаев, Павел Попович и Герман Титов знакомятся с макетом космического корабля "Восток".
5. От звезд Варламова отлучила нелепая случайность.

Варламов получил травму при купании в озере: он ударился головой о песок и заработал смещение шейного позвонка, после чего путь в космос для него закрылся.

6. Рафиков тоже так и не побывал в космосе.

По официальным документам, его отчислили из отряда "за нарушение режима космонавта" (самовольная отлучка из расположения части). Сам Рафиков считал, что причиной отчисления стало его намерение развестись с женой.

7. Покинув отряд, Варламов остался в Звездном городке.

Много лет он посвятил работе в Центре подготовки космонавтов на разных позициях, в том числе был старшим инструктором по летно-космической подготовке. Валентин Степанович скончался в 1980 году в результате кровоизлияния в мозг.

8. Выбыв из команды "Икс", Рафиков долгие годы служил военным летчиком.

Он участвовал в боевых действиях в Афганистане в качестве авианаводчика. За участие в боевой операции получил второй орден Красной звезды. После увольнения в запас жил в Алматы. Марса Закировича не стало в 2000 году — он умер от сердечного приступа в возрасте 66 лет.
"Наше" в космосе
9. По некоторым данным, первым спиртным напитком в космосе был кыргызский бальзам.

Космонавтам запрещалось употреблять алкоголь, где бы они ни находились, в том числе в космосе. Однако наш бальзам "Арашан" стал первым в истории алкогольным напитком, попавшим в космос.

10. Наше буровое устройство "вспахивало" Луну.

В 1976 году грунт со спутника Земли был взят буровым устройством, которое спроектировали и собрали соотечественники.
Ампула с лунным грунтом. Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского Академии наук СССР.
11. И это была далеко не единственная разработка специалистов Киргизской ССР.

В советские годы специалисты бывшего Института автоматики, который теперь называется Институтом машиностроения Академии наук КР, принимали участие в разработке и изготовлении частей для космических кораблей, ракет и челноков.

12. Кыргызская песня звучала на МКС.

Певица Гульнара Тойгонбаева посвятила космонавту Салижану Шарипову песню "Жылдыздуу жердешим" ("Звездный земляк"). Композицию отправили в космос — так кыргызская песня прозвучала на Международной космической станции. Сам Шарипов потом признался, что такой презент его очень тронул.
Наш Салижан Шарипов
13. Салижан Шарипов родился в многодетной семье.

Будущий космонавт появился на свет в августе 1964 года в городе Узгене Ошской области. Кроме него, Шакиржан Шарипов и Тургунай Ташматова воспитали шестерых детей.

14. С детства мечтал стать летчиком.

Когда Салижан подрос, он заинтересовался космосом и во время учебы в школе прочитал о нем множество книг.

15. К первому полету в космос он готовился восемь лет.

В 1990-м нашего земляка зачислили в отряд космонавтов, спустя два года он получил квалификацию "космонавт-испытатель". В 1998-м состоялся первый полет Шарипова в космос.
Космонавт, Герой Кыргызской Республики, Герой Российской Федерации Салижан Шарипов.
16. Он стал первым выходцем из Кыргызстана, полетевшим в космос…

…а также 88-м советским/российским и 375-м космонавтом в мире.

17. Продолжительность его первого полета составила 8 суток 19 часов 46 минут и 54 секунды.

Шарипов выступал в качестве специалиста полета космического шаттла Endeavour. В ходе полета состоялась стыковка с российским орбитальным комплексом "Мир".
Члены экипажа 24-й экспедиции на орбитальную станцию "Мир" летчики-космонавты и астронавты (слева направо): Салижан Шарипов, Павел Виноградов, Леопольд Эйартц, Дэвид Вулф, Анатолий Соловьев, Владимир Титов возле памятника Юрию Гагарину в Звездном городке.
18. Во время второго полета он дважды выходил в открытый космос.

В новое путешествие к звездам Шарипов отправился в 2004 году. Продолжительность того полета превысила 192 суток. За два выхода он провел в открытом космосе ровно 10 часов.

19. Позывным космонавта был "Тянь-Шань".

Такие данные приведены на сайте Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина.

20. Удостоен высшего звания.

В 1998 году Шарипову было присвоено звание Героя Кыргызской Республики, а в 2005-м — Героя Российской Федерации.
Наше Особое конструкторское бюро
21. Во Фрунзе располагался передовой научный центр всесоюзного значения.

Особое конструкторское бюро Института космических исследований Академии наук СССР, известное по аббревиатуре ОКБ ОКИ, было создано в 1960-х годах. Оно занималось приборостроением для космической отрасли.

22. Особое конструкторское бюро, как можно понять из названия, имело спецстатус, поэтому даже грузчиков брали на работу только после тщательной проверки КГБ.
Сотрудники Особого конструкторского бюро Института космических исследований Академии наук СССР за работой.
23. В годы расцвета в бюро трудились около 1,5 тысячи человек.

24. С момента открытия до развала Союза предприятие выпустило свыше 200 приборов для изучения космического пространства.

25. ОКБ ОКИ одним из первых в Советском Союзе внедрило в производство интегральные микросхемы, микропроцессорные комплекты, лазерную технику и микроэлектронику.

26. С помощью специальных телескопов, созданных в бюро, советские ученые изучали комету Галлея, планеты Венера и Марс, а также спутник последнего — Фобос.
Комета Галлея
27. Бортовые источники электропитания, произведенные в ОКБ ОКИ, пользовались спросом на Кубе и в Германии.

28. В космос был запущен комплекс "Фрагмент-2", сконструированный во фрунзенском бюро.

Этот аппарат предназначался для исследования природных ресурсов нашей планеты. С его помощью ученые смогли создать новые географические карты с указанием залежей полезных ископаемых.

29. После распада Советского Союза ОКБ ОКИ преобразовали в ОАО ОКБ "Аалам".

После преобразования предприятие продолжило космические разработки, но к 2008 году завершило работу над последними объектами, связанными с космосом. Одним из них был блок мониторинга за солнечной активностью — небольшой, но важный прибор.

30. В одном из корпусов бывшего бюро располагается торговый центр.

Здание, о котором идет речь, находится по улице Шопокова (пересекает Токтогула). Горожане закупают там стройматериалы и товары для дома.
Наши ученые
31. Изобретатель, доктор медицинских наук, создатель знаменитого бальзама "Арашан" Арстанбек Алтымышев был удостоен медали имени С. Королева.

Эту награду вручают за заслуги перед космонавтикой. Алтымышева наградили за разработку и внедрение в практику космической медицины фитоадаптогенов — препаратов растительного происхождения.
Доктор медицинских наук, профессор, академик Арстанбек Алтымышев в лаборатории фармакологии синтетических и природных соединений республиканской Академии наук.
32. Труды известного академика, ученого, полярника Асылбека Айдаралиева помогли достичь успехов в авиационной и космической медицине.

Этому направлению он посвятил свою докторскую диссертацию, которую защитил в 1977 году.

33. По некоторым данным, в Центре подготовки космонавтов работал уроженец Джалал-Абада Анатолий Хижняк.

Он был направлен туда после окончания в 1979 году Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Жуковского. Хижняк, как утверждается в источнике, был "специалистом по скафандрам". Эта информация упоминается в книге исследователя Василия Трунова "Джалал-Абад: хроника событий, 1877-1999 годы".
Автоматическая станция "Луна-24" в павильоне "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства СССР.
34. На Луне побывала буровая установка академика НАН КР Олега Алимова.

В 1976 году космическая станция "Луна-24" впервые в Союзе доставила образцы лунного грунта с поверхности более двух метров. Алимов также участвовал в подготовке и проведении научного космического эксперимента "Венера-13" и "Венера-14" для исследования свойств горной породы.

35. В 2017 году изобретение кыргызстанца признали одним из лучших на научном конкурсе Роскосмоса.

29-летний Нурлан Усубалиев представил космическую технику, позволяющую получать из космоса фотографии. В общей сложности конкурсная комиссия получила около 100 работ, 19 из них были признаны победителями. На тот момент кыргызстанец учился в аспирантуре Сибирского государственного университета по направлению "геосистема и технологии".
Наши училища
36. Третий советский космонавт дважды Герой Советского Союза Андриян Николаев учился во Фрунзе.

В 1952 году он завершил один курс Черниговского ВАУЛ, а в 1954-м окончил Фрунзенское военное авиационное училище летчиков.

37. Первый монгольский космонавт, бывший министр обороны МНР Гуррагча Жугдэрдэмидийн тоже учился в Киргизской ССР.
Герой Советского Союза Григорий Дольников с монгольскими курсантами в гарнизоне Фрунзе-1.
38. По некоторым данным, первый индийский космонавт Герой Советского Союза Ракеш Шарма обучался в Военной школе младших авиационных специалистов в Канте.
Наш Иссык-Куль
39. На Иссык-Куле восстанавливали силы многие известные советские космонавты.

В их числе Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова и другие.

40. Советские космонавты сравнивали Иссык-Куль с "голубым оком Земли".

Авторство красивого оборота принадлежит Алексею Леонову — первому космонавту, вышедшему в открытый космос. Он не раз бывал на Иссык-Куле и видел озеро из космоса.
Советский космонавт Юрий Гагарин во время приезда в Киргизскую ССР. 1964
41. Визит Юрия Гагарина на Иссык-Куль в 1964 году был полной неожиданностью.

Заслуженный врач КР покойный Манас Эсенаманов рассказывал журналистам, что для приема первого космонавта на берегу озера оперативно установили большую белую юрту. По его словам, Гагарин хотел искупаться, но генерал предостерег его от заплыва на диком пляже.
Советский космонавт Юрий Гагарин на Иссык-Куле фотографируется с местными жителями. 1964
42. Иссыккульцы преподнесли Гагарину необычный подарок.

По воспоминаниям Эсенаманова, опубликованным в СМИ, во время встречи местные жители подарили первому космонавту элика. Кстати, на многих фотографиях, сделанных в те дни, Гагарин запечатлен в ак калпаке.

43. В "Кыргызском взморье" есть Аллея космонавтов.

Первый саженец на ней появился в 1976 году: его посадил советский летчик-космонавт Георгий Гречко. Спустя 40 лет на аллее установили памятник покорителям космоса высотой 2,5 метра.
Памятник космонавтам в санатории "Кыргызское взморье".
44. Шесть лет назад власти заговорили о создании центра восстановления здоровья космонавтов на Иссык-Куле.

Об этой идее заявляла пресс-служба полномочного представителя правительства в Иссык-Кульской области. В то время должность полпреда занимал Аскат Акибаев.

45. Российские космонавты нередко делятся снимками озера, снятыми с МКС…

…и не упускают возможности восхититься красотой Иссык-Куля. Космонавт Сергей Кудь-Сверчков поэтично сравнил наше озеро с "драгоценным аквамарином в серебряной оправе заснеженных гор".
Наши культура и жизнь
46. Один из самых культовых советских детских фильмов "Улица космонавтов" был снят на студии "Киргизфильм".

Картина вышла на экраны в 1963 году и покорила сердца миллионов юных зрителей. В ней рассказывается о ребятах с улицы на окраине большого города, мечтавших бороздить космические просторы.
47. Среди кыргызстанцев есть как минимум 116 мужчин по имени Космосбек.

К слову, можно встретить и другую форму этого имени — Космос. Его носят не менее 24 кыргызстанцев.

48. Как минимум девятерых кыргызстанцев зовут Гагарин.

49. Как минимум две кыргызстанки носят имя Комета.

50. На протяжении нескольких лет инициативная группа борется за сохранение и восстановление бишкекского планетария.

Открытый в 1974 году, планетарий пользовался большой популярностью среди фрунзенцев: в нем проводились лекции, кинопоказы, кружки и семинары. За первые 8 лет существования планетарий посетили свыше 600 тысяч человек! Сейчас бывший просветительский центр находится в плачевном состоянии.

51. Одним из ориентиров в советском Фрунзе был свой "Космос"

Многие жители Бишкека, заставшие советские времена, помнят этот легендарный магазин. Даже сегодня можно услышать: "Да-да, в районе "Космоса".
Наша память
52. В Кыргызстане четыре школы носят имя Юрия Гагарина.

Две из них находятся в Оше и Ошской области, две — в Джалал-Абадской области.

53. В Узгене есть школа имени Салижана Шарипова.

Имя кыргызстанского космонавта образовательному учреждению присвоили в 1998 году — после первого полета Шарипова. Сам он окончил эту школу в 1981-м.

54. По дороге на Иссык-Куль можно встретить сразу два памятника Гагарину.

У одного из них довольно необычная история. В Барскоонском ущелье один из камней привлек внимание первого космонавта во время отдыха на Иссык-Куле, он часто фотографировался возле него. Позже местный скульптор сделал из камня памятник: частично высек, частично из цемента соорудил на нем шлем и лицо Юрия Алексеевича. Впоследствии погода и вандалы разрушили Камень Гагарина, но потом его восстановили.

В 2000-х первому космонавту был возведен новый памятник. Он находится в 200 метрах от старого.

55. В Бишкеке и Оше есть по одной улице Космонавтов.

56. Почти во всех крупных городах страны можно найти улицу Гагарина: в Бишкеке, Оше, Караколе, Токмоке и Балыкчи.

57. Память о двух членах первого отряда космонавтов — Марсе Рафикове и Валентине Варламове — бережно хранит Джалал-Абадский историко-краеведческий музей.

Среди экспонатов музея — архивные фотографии, вырезки из газет тех времен, очерки и мемуары, в том числе книга, написанная самим Марсом Рафиковым, — "Мы парни из отряда ИКС".
И еще три факта
58. В позапрошлом году стало известно, что в космосе, возможно, появятся спутники, которыми сможет пользоваться и Кыргызстан.

Речь идет о запуске в космос евразийской группы спутников. Благодаря им и специальной системе зондирования можно будет искать богатые месторождения, а также предупреждать ЧС и внедрять новейшие аграрные практики.

59. Благодаря астронавту мы знаем, как выглядит из космоса ночной Кыргызстан.

Тим Пик сделал снимок в тот момент, когда МКС пролетала над ночной республикой. На фотографии видны горные хребты Ала-Тоо и озеро Иссык-Куль.

60. В ночь на 7 апреля 2021 года небо над Бишкеком и Чуйской областью озарил неизвестный объект.
Редактор