Жертва домашнего насилия: до сих пор не разрешаю никому касаться моей шеи

© Sputnik / Табылды КадырбековМужчина схватывает за волосы девушки. Архивное фото
Мужчина схватывает за волосы девушки. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Я не знала, когда у него вновь возникнет желание меня задушить. Из-за синяков на шее приходилось постоянно носить водолазки. Но я не могла его бросить: мне казалось, что я его все еще люблю.

К Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин Sputnik подготовил рассказ девушки, которая стала жертвой своего же возлюбленного. Имя по ее просьбе не публикуем.

Три причины роста домашнего насилия в Кыргызстане
Отец часто пил. Он постоянно кричал на маму, но ни разу не бил. Если честно, мы не считали, что он так уж неправ — у мамы действительно тяжелый характер.

Но агрессия со стороны мужчины не была для меня чем-то из ряда вон выходящим. В 19 лет я познакомилась с парнем. Если вы думаете, что при встрече он так и сказал: "Привет, меня зовут Алишер, и я забиваю женщин до полусмерти", то это не так. 

Он не был милым в привычном понимании этого слова. Но мне казалось, что так сильно меня никто больше не полюбит. Впрочем, его авторитарность я принимала за заботу. 

Он не хотел, чтобы я выпивала и курила. Не подумайте, я не алкоголичка. Просто на вечеринках позволяла себе выпить вина и выкурить сигарету. Я объясняла ему, что не стоит меня перевоспитывать. Он соглашался, говорил, что принимает меня такой, какая я есть. А потом мы снова ругались.

Спустя год я получила первую пощечину. Это было при его друзьях. Он посчитал, что я веду себя слишком развязно. Я расплакалась и сказала ему, что все кончено.

На следующее утро он пришел с цветами. Для виду я продержалась еще пару дней и простила его. Несколько месяцев об этом не вспоминала. 

Потом на дне рожденья моей подруги он напился и снова стал предъявлять претензии. Мы быстро покинули вечеринку, чтобы разругаться дома. Он толкнул меня. Я упала на пол, но он не унимался. Мой любимый стал валять меня по комнате. Он не пинал меня, просто шлепал ладонями. Это было не столько больно, сколько обидно.

А потом мы опять помирились. На этот раз цветов не было. Он только обещал, что это в последний раз. Уже через месяц милый впал в депрессию — что-то не ладилось на работе. Любимый отрывался на мне, только пытки стали более изощренными — он стал меня душить. Больше поводов ему не требовалось. Я была сломлена.

Мальчик у окна. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Нацстатком КР: большая часть домашних тиранов — безработные
Я не знала, когда у него вновь возникнет желание меня задушить. Из-за синяков на шее приходилось постоянно носить водолазки. Но я не могла его бросить: мне казалось, что я его все еще люблю.

Как-то раз лежала дома и плакала. Он только что в очередной раз меня чуть не убил. И знаете, отпустило. Я просто поняла, что с меня хватит. Собрала вещи и исчезла из его жизни. Кстати, он не стал меня возвращать…

С тех пор прошло 9 лет. Мне 31, и я одинока. У меня нет мужа и детей. Все потому, что я до сих пор не разрешаю никому касаться моей шеи. И души… 

Комментарий клинического психолога Евгении Ким:

Чаще всего такие преступления остаются безнаказанными. Женщине даже не с кем поделиться своим горем, ведь вместо сочувствия она может встретиться с осуждением и непониманием. 

То, что героиня сразу не разорвала отношения с обидчиком, вполне типично. Стресс подавляет волю, и у жертвы не остается сил, чтобы вырваться из травмирующей ситуации.

После того как парень впервые дал ей пощечину, он начал испытывать чувство вины. И некоторое время агрессор будет ее заглаживать подарками, вниманием, извинениями. Этот период называется "медовым месяцем". Его длительность зависит от того, какой по счету круг насилия переживает пара. 

Насилие не решает проблему, и в отношениях начинает снова накапливаться напряжение. И это чревато новым проявлением рукоприкладства. Затем последует очередной "медовый месяц".

Мальчик за занавеской. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Ниязалиева: рост насилия в семьях увеличился на треть
Я консультировала молодую женщину, которую периодически избивал муж. Однако за помощью она обратилась только после того, как оказалась в реанимации. Едва придя в сознание, она сбежала из больницы в убежище для пострадавших женщин. Когда острая фаза стресса была позади, снова ушла домой "к детям". 

Спустя три месяца сын-школьник и 5-летняя дочь похоронили ее… 

Несмотря на то что такое поведение противоречит базовому инстинкту самосохранения, оно очень распространено. 

Психика человека начинает адаптироваться: избиения входят в привычку. 

Между тем насилие начинается не с удара, а с унижения, подавления воли, постоянной критики. 

Есть еще и такое понятие, как "экономическое насилие" — запрет распоряжаться деньгами и иметь финансовую независимость, ограничение на получение образования или трудоустройство. 

Если партнер поднимает на вас руку, унижает, оскорбляет или принуждает к сексу, – это преступление. Вам необходимо обратиться за помощью. Кроме вас, этого никто не сделает. 

Запомните, вы не виноваты в том, что произошло. Не оправдывайте действия насильника, не ищите скрытых мотивов его поступков, не успокаивайте себя, что в "следующий раз" такое не повторится. 

Что гласит Уголовный кодекс

За побои и психологическое насилие преступник может понести наказание в виде двух лет тюрьмы. Если жертвой стала беременная женщина, то срок заключения увеличивается еще на два года.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью может наказываться лишением свободы сроком на 12 лет. 

Что говорит статистика

Ребенок с шариком. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Педагогов КР научат предотвращать насилие над детьми
По данным Нацстаткома, за январь-октябрь зафиксировано 2,8 тысячи случаев домашнего насилия. В 77 процентах агрессор бил свою жертву, в каждом пятом случае речь идет об эмоциональном насилии. Возбуждено 204 уголовных дела.

Как говорится в отчете ведомства, агрессорами в основном являются мужчины. По статистике, чаще всего жену бьет безработный, который окончил только школу. В половине случаев ему от 30 до 40 лет. 

Что касается жертв, то это, как правило, женщины. Причем число дам, подвергшихся домашнему насилию, в возрасте 20-30 лет такое же, что и до 40 лет. В подавляющем большинстве случаев они окончили только школу и не имеют работы. 

Лента новостей
0