13:14 25 мая 2020
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD73.6468
  • EUR80.2603
  • RUB1.0246
Общество
Получить короткую ссылку
303580

Это не просьбы почистить какой-нибудь арык или вывезти мусор. Если все предложения будут приняты и исполнены, столица изменится до неузнаваемости.

Жители Бишкека отправили мэру Азизу Суракматову через Sputnik Кыргызстан несколько десятков предложений по поводу того, как сделать город лучше. Мы выбрали самые значимые и конструктивные из них.

Свой Арбат в Бишкеке

Давайте обустроим пешеходные зоны наподобие московского Арбата. Можно перекрыть для движения транспорта восточную или западную сторону проспекта Эркиндик, а другую часть сделать двусторонней. Пешеходная зона протянется от улицы Киевской до Московской (более 550 метров), а разделит ее улица Токтогула. 

На проспекте Эркиндик на пешеходной аллее уложили новую брусчатку.
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Пешеходная аллея по проспекту Эркиндик в Бишкеке

У проспекта Эркиндик большая история. В домах на восточной стороне жили исторические личности, а сами здания имеют архитектурную ценность. На проспекте есть и булыжная мостовая, которая, правда, закрыта асфальтом. Во время недавнего ремонта дороги горожане просили мэрию оставить ее в первозданном виде. 

Булыжная мостовая, обнаруженная во время ремонтных работ на проспекте Эркиндик в Бишкеке
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Булыжная мостовая на проспекте Эркиндик

Кстати, можно посоветоваться с муниципалитетом Москвы и использовать его опыт.

Велодорожки изменят столицу

Все больше бишкекчан выбирают альтернативный вид транспорта — велосипеды или самокаты. Дело в том, что из-за автомобильных пробок на них можно быстрее добраться до нужного места, чем на машине. 

Фонари освещения установленные вдоль велодорожки на юге столицы
© пресс-служба мэрии города Бишкек
Установка освещения вдоль велодорожки на юге столицы

Предлагаю обустроить безопасные велодорожки (отдельно от тротуаров и автодорог). Для начала надо сделать такую дорожку вдоль проспекта Чингиза Айтматова/Манаса от госрезиденции до Жибек Жолу. Здесь смогут ездить не только велосипедисты, но и люди на электросамокатах и гироскутерах.

Шестеро моих коллег уже пересели на велосипеды. Благодаря этому на дороге возле офиса стало на шесть авто меньше — примерно столько машин проезжают перекресток, пока горит зеленый сигнал светофора.

Проблема еще и в том, что Бишкек — очень "враждебная среда" для велосипедистов, а поскольку их становится больше, может увеличиться число ДТП.

Озеленение города

Сотрудники мэрии Бишкека и горожане во время посадки саженцев деревьев на улице Токомбаева
© пресс-служба мэрии города Бишкек
Посадка деревьев на улице Токомбаева в Бишкеке
Чтобы "обновить" все деревья в столице, потребуется несколько десятков лет. Для ускорения этого процесса к участию в нем нужно привлечь лесные хозяйства. Их в республике около 50, но сегодня они никак не участвуют в озеленении городов и сел, хотя могли бы.

Заниматься озеленением надо не только в центре и вдоль основных трасс, но и в жилых районах, и возле второстепенных дорог. Причем сажать деревья, которые легко приживаются в местных условиях, а не канадские клены. Следует изучить опыт других городов в этом вопросе. Необязательно заниматься художественной стрижкой кустов — достаточно начать с самого простого.

Ремонтировать сначала трубы, а потом асфальт

В 7-м микрорайоне сломали тротуар и часть недавно отремонтированной дороги для замены трубопровода
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Замена трубопровода в 7-м микрорайоне Бишкека
Когда городские власти наконец начнут контролировать качество укладываемого асфальта? Кстати, следует согласовывать действия "Бишкектеплосети", "Бишкекводоканала" и компаний, которые занимаются реконструкцией дорог, чтобы сначала в столице ремонтировали трубопроводы, а уже потом — трассы.

Продлить Южную магистраль

Вид на бишкекскую улицу Масалиева (Южная магистраль) и новостройки с высоты
© Sputnik / Акылбек Батырбеков
Вид на улицу Масалиева в Бишкеке
Предлагаю продлить улицу Жайыл Баатыра (часть Южной магистрали) и соединить ее с Барпы Алыкулова. Благодаря этому удалось бы разгрузить трассы и избежать пробок.

Запретить жечь листья и мусор

Второй медиасубботник в Нескучном саду
© Sputnik / Сергей Кузнецов
Уборка территории от листьев
Каждую осень в частном секторе жгут сухие листья. Надо объяснять людям, почему нельзя это делать. Возможно, следует ужесточить наказание, следить, чтобы граждане не нарушали закон, и проводить информационную кампанию. То же касается мусора — ядовитый дым от его сжигания еще вреднее, чем от листьев.

Как увеличить доходы столицы

Мини-пекарня в селе Каджи-Сай Иссык-Кульской области
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Мини-пекарня
Денег городскому бюджету всегда не хватает, а потому надо придумать, как их зарабатывать. Например, можно снова открыть муниципальные пекарни, тем более что мэрии нетрудно будет организовать торговую сеть. Но все нужно делать по-современному, чтобы бишкекчане с удовольствием становились потребителями муниципальной продукции или услуг.

Борьба с заторами на дорогах

Автомобильный затор на площади Ала-Тоо в центре Бишкека
© Sputnik / Акылбек Батырбеков
Автомобильный затор на проспекте Чуй
Пробки на столичных дорогах часто образуются из-за неправильно работающих светофоров. Например, там, где зеленый сигнал должен гореть 30 секунд, он горит 20. Чтобы решить эту проблему, необходимо на каждом перекрестке посчитать, в каком направлении едет больше машин, а в каком — меньше, и передать эти данные соответствующим структурам.

Большой лесопарк на юге Бишкека

Флаг Кыргызстана на горе Боз-Болток
© Sputnik / Михаил Дудин
Флаг Кыргызстана на горе Боз-Болток
Существует проект создания лесопарка в южной предгорной зоне города — от Панорамы до горы Боз-Болток, однако его реализация тянется очень долго.

Предлагаю ускорить и удешевить мероприятие, подключив к нему (на основании конкурса) студентов и преподавателей архитектурно-строительных вузов и профильных факультетов. Необходимо использовать панорамно-обзорное месторасположение в качестве туристического, спортивно-культурного и оздоровительного потенциала предгорной зоны Бишкека. При этом следует учесть меры безопасности и ухода за зеленой зоной, а также перспективы развития лесопарка.

Кто будет финансировать проект? Можно обсудить его с бизнесменами, международными фондами и привлечь волонтеров, готовых поучаствовать в создании лесопарка.

Искреннее обращение

Я не стану выдвигать предложения и проекты. Хочу обратиться к вам, Азиз Эмильбекович, с просьбой полностью отдаться работе. Вы опытный управленец. У вас есть два года до выборов нового мэра, и я надеюсь, что, даже если вы не успеете кардинально изменить работу мэрии, положите начало значительным реформам. Может, вас переизберут. В любом случае — удачи!

По теме

Первая широкая пешеходная дорога появится в Бишкеке
"Поднять" $1 млн за 12 лет на чудо-дереве — бизнес-идея кыргызстанки
Мэр согласился разбить сквер на месте скандального котлована в Бишкеке
Бишкекчанин получил часы от премьера за передачу своих 11 соток в дар городу
Теги:
мэр, предложение, Обращение, Азиз Суракматов, Бишкек

Главные темы

Орбита Sputnik