Мирбек (имя изменено) два года работал на высокопоставленного кыргызстанца, который даже с экс-президентом Алмазбеком Атамбаевым разговаривал на "ты". Он возил чиновника на работу, его жену — за покупками, а внуков — в школу…
— Для начала расскажите о себе.
— Я учился на инженера-геолога, но так и не получил диплом. Какое-то время работал журналистом. В редакции у меня завязался служебный роман, и вскоре я женился. Когда родился ребенок, зарплаты журналиста хватать перестало. Я устроился торговым агентом в крупную компанию, начал зарабатывать хорошие деньги — даже счет в банке открыл.
— Как вы стали водителем крупного чиновника?
— От безысходности. Я был банкротом, когда услышал от знакомых, что один человек ищет себе водителя. Шел 2010 год… Моим начальником стал руководитель большого ведомства в ранге министра. Он был на короткой ноге с Алмазбеком Атамбаевым.
Позже его жена по секрету рассказала, что водители там долго не задерживались: максимум через пару месяцев людям надоедало терпеть несдержанный характер шефа. Я сумел найти подход к нему и продержался два года. Хотя он нередко срывал злость и на мне.
— Из-за чего мог накричать?
Правда, один раз меня все-таки чуть не уволили. Я сильно выпил и утром вышел на работу нетрезвым, с запахом перегара. Мог взять больничный, но испугался гнева шефа. Хотя лучше бы я все-таки остался дома!.. "Пошел вон! Пиши заявление!" — начальник был в бешенстве. Я два дня не выходил на работу, а потом он позвонил: "Возвращайся". Думаю, не обошлось без вмешательства его жены.
— Сколько получают водители высокопоставленных чиновников?
— Я нередко болтал с другими шоферами возле "Белого дома". Все гордо говорили, что на официальные зарплаты не смотрят: начальники щедро дают больше, чем положено. Знаю одного водителя с "космической" зарплатой, которому шеф купил квартиру и машину. Мой много не давал. Официально я получал пять тысяч сомов, еще пять доплачивал он. Зато его супруга отличалась щедростью — давала мне деньги и просила не говорить об этом мужу.
— В чем заключалась ваша работа?
— Босс мог пользоваться двумя служебными машинами, на них выделяли 700 литров 95-го бензина. Этого хватало с лихвой, так как дальше Чуйской и Иссык-Кульской областей я не ездил.
Хотя официально мой рабочий день заканчивался в 17.30, я нередко ждал босса до полуночи: у него постоянно были какие-то встречи. Выходных у меня тоже не было. Он звонил и говорил: "Если ты свободен, приезжай, пожалуйста". Я не мог отказать, потому что придерживаюсь двух правил. Первое: начальник всегда прав. Второе: смотри правило первое.
— Как вы к нему относились?
— Я у него учился. Он действительно патриот своей страны, много работал, всей душой болел за Кыргызстан. Я никогда не слышал и не видел, чтобы он брал взятки. Однако близко к себе шеф никого не подпускал и никому не доверял полностью. Впрочем, когда я устраивался к нему, он сразу предупредил, что надо держать язык за зубами. Наверное, это больше касалось его семейных конфликтов.
В ведомстве меня побаивались — все знали, насколько близко я общаюсь с боссом. Однако я не позволял себе этим пользоваться.
— Как складывались ваши отношения с автоинспекторами?
— Вы видели кадры, где починенные депутата ЖК напали на автоинспекторов и нашего корреспондента?
— Да. Потрясающая наглость! Эти ребята, прикрываясь властью начальника, стали хамить милиции и журналисту, но идти на конфликт в такой ситуации — последнее дело.
— Как реагируют высокопоставленные граждане, когда их подчиненные вытворяют такое? Может, им плевать на мнение общественности?
— Не думаю. Скорее всего депутату это очень не понравилось. Полагаю, он в ярости. Это раньше можно было "задавить" кого-то авторитетом, решить проблему благодаря связям, а сегодня у всех есть камеры, и любой инцидент рискует "всплыть"…
Водитель всегда должен думать не только о себе, но и о репутации начальства. Шоферы — мелкие сошки, их часто увольняют.
— Почему вы уволились?
Напоследок хочу сказать одну вещь: надо установить во всех государственных машинах GPS-навигаторы. Ну не должны эти авто использоваться в личных целях! Надо внука в школу отвезти? Закажи такси. Бензин, ремонт, обслуживание — на все тратятся бюджетные деньги, и поверьте, все чиновники этим злоупотребляют. Почему граждане должны оплачивать их поездки? Государственные средства надо экономить!
Обязательно посмотрите, как парламентарии пропускают заседания. Зачастую это происходит без уважительной причины.