19:56 22 сентября 2019
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD69.8317
  • EUR77.1501
  • RUB1.0937
Бишкекчанин Канат Жаныбеков придумал социальный проект, который помогает людям найти попутчиков

Увидели на авто такую наклейку? Ловите его — это самое дешевое "такси" Бишкека

© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Общество
Получить короткую ссылку
350031

Кыргызстанец стоял на алматинском вокзале и наблюдал, как обычные водители берут попутчиков. Он подумал, что жителям Бишкека не хватает такой взаимовыручки. Так родилась интересная идея..

Пожалуй, любому горожанину хотя бы раз приходилось краснеть за опоздание, каким бы пунктуальным он ни был. А теперь представьте: каждое утро кто-то из соседей выезжает в нужном вам направлении, имея несколько свободных мест в машине. Вы могли бы стать попутчиками, но не судьба: одному придется тесниться в маршрутке, другому — скучать в пробках.

Бишкекчанин Канат Жаныбеков придумал социальный проект, который помогает людям найти попутчиков. О своей идее он рассказал корреспонденту Sputnik Кыргызстан.

— В чем суть проекта и чем он отличается от обычной службы такси или чатов, где люди ищут водителей-попутчиков?

— Да, у нас уже есть подобные группы, и они работают. Горожане оставляют заявки, на них откликаются водители. Тем не менее в большинстве случаев бишкекчане редко берут попутчиков. Дело не только в нежелании водителей: люди на остановках по понятным причинам боятся садиться в незнакомые авто. Чтобы система заработала, не хватает организованности, а ее можно достичь с помощью опознавательных знаков на машинах. Этим моя идея и отличается от групп в мессенджерах, где жители столицы договариваются о попутках.

Присоединиться к проекту Social Service и стать социальным водителем может каждый автомобилист. Для этого надо приобрести специальный стикер с логотипом службы и вступить в группу, где вас будут находить потенциальные клиенты. Чаты уже созданы в мессенджерах Telegram и WhatsApp. Автолюбители могут не только сделать доброе дело, но и частично возместить расходы на бензин: за поездку по городу они получают 20 сомов от каждого пассажира. Если вы и ваши попутчики выезжаете, например, в Кант или Сокулук, цена будет выше. 

© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Бишкекчанин Канат Жаныбеков

— Почему установлена именно такая стоимость?

— Я расспросил около ста человек и вывел оптимальную цену, которая будет по карману студентам. Проезд в маршрутках стоит 10 сомов, а в такси — от 50 и выше, то есть у нас средняя стоимость. Если водитель хочет заработать больше и в машине есть место, он может взять даже трех человек.

— Ключевая "фишка" проекта — опознавательные знаки, но их тоже надо придумать, раздать…

— Я разработал дизайн стикеров, заказал изготовление в Китае и уже привез первую партию. Отдавать их автомобилистам буду по себестоимости — за 300 сомов, так как проект социальный: у меня нет цели получить выгоду. Благодаря наклейке клиент сможет "опознать" социального водителя. На стикерах включается подсветка: если она горит, значит, водитель может взять попутчика.

— Вы сами сказали, что далеко не все горожане готовы сесть в машину малознакомого человека. Думаю, даже несмотря на наклейки. Как будет обеспечиваться безопасность пассажиров?

— Чтобы люди могли доверять службе, мы хотим регистрировать водителей. Планируется, что они будут указывать в онлайн-анкетах фамилию, адрес, марку автомобиля и другие данные. Я создам базу социальных водителей.

В целях безопасности проинструктирую автолюбителей о требованиях проекта. Они должны соблюдать Правила дорожного движения и быть вежливы с пассажирами. Если водитель позволил себе грубость или решил "удивить" клиента опасным маневром на дороге, тот может написать об этом в чат. Мы добавим нерадивого автомобилиста в черный список.

Возможные проблемы с дисциплиной тоже никто не отменял, но у всех участников проекта будет одна установка: если появились какие-то дела, будьте любезны предупредить о них заранее. 

© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Бишкекчанин Канат Жаныбеков

— Если мне пришлась по душе идея взаимовыручки, как я могу присоединиться к группе?

— На странице проекта Social Service в Facebook мы публикуем ссылку, по которой можно попасть в группу. Планируется, что туда вступят и водители, и потенциальные пассажиры. Например, каждый день в 8 утра вы выезжаете из микрорайонов в центр города, а в группе есть водитель, у которого тот же постоянный маршрут. Он откликается на вашу заявку, вы созваниваетесь и договариваетесь о встрече.

— Насколько готовы наши автомобилисты стать социальными водителями? Все-таки оплата за проезд небольшая. Вы наверняка думали о том, что будет, если все усилия пойдут насмарку.

— Конечно, были риски и страхи: вдруг люди не поймут, вдруг им это не нужно… Поэтому я провел опрос. Его результаты показали, что водители не прочь присоединиться к проекту. Мои друзья уже приобрели стикеры, приклеили их, включили. Люди спрашивали, что же такое горит на лобовом стекле, и водители объясняли им, что к чему. Кстати, вечером стикер смотрится просто здорово.

Среди автолюбителей много отзывчивых и добрых граждан. Скажем, один мой друг вообще готов бесплатно довозить людей, которым по пути. Он так и делает: то бабушку довезет, то женщину с ребенком...

Получится ли воплотить идею в жизнь, зависит от уровня социальной культуры бишекекчан. Я очень хочу, чтобы наши водители откликнулись, а пассажиры могли им довериться.

— Мы часто рассуждаем, как сделать жизнь в столице удобнее, но далеко не каждый готов реализовать свои задумки. Что заставило вас перейти к делу? Как это произошло?

— Я стоял на вокзале в Алматы, не представляя, как добраться до нужного места: кругом не было ни одного такси! Люди просто останавливали попутные машины. Я наблюдал, как они обсуждают адрес и цену, и понимал, что это целая субкультура.

Помните холодную зиму, когда бишкекские водители довозили замерзающих на остановках пешеходов? Я слышал, многие отказывались садиться в авто просто потому, что не привыкли к такому способу передвижения...

Когда-то у меня тоже была машина. Я остался без работы и хотел заняться частным извозом: останавливался, предлагал горожанам подвезти их домой, но из-за отсутствия шашки мне редко везло. Возможно, это тоже одна из причин, которые заставили меня организовать социальную службу. 

© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Бишкекчанин Канат Жаныбеков

— А было ли такое, что люди не только одобряли проект, но и выражали готовность помочь в его реализации?

— Когда я открыл чат в Telegram, туда вступил один программист. Загоревшись идеей, он предложил бесплатно разработать приложение для службы. Я уже встретился с ним, чтобы обсудить все нюансы, и сейчас он работает над проектом.

Хочу, чтобы горожане узнали о Social Service. Сейчас с этим трудно: в группах недостаточно много людей, чтобы служба начала работать, ведь все дело в огласке. Мы хотели снять ролик, чтобы донести до граждан суть идеи, но требуется немало денег… Было бы здорово, если бы кто-нибудь заинтересовался проектом и помог нам со съемками видео. Свой вклад в проект может внести любой желающий.

— Но пока все лежит на ваших плечах, а ведь проект социальный и требует внимания. Расскажите о себе и своем основном занятии.

— Мне 33 года, у меня трое детей. С самого детства я был волонтером, состоял в общественном фонде, основал газету, которая издается по сей день. Три года назад начал делать игрушки, которые "разговаривают" по-кыргызски. Зарабатываю этим до сих пор. Я прошел курсы SMM, так что вести страницы проекта в социальных сетях мне легко. Тем более, мой бизнес тоже с этим связан.

— Наверняка у вас есть и другие идеи, которые хотелось бы реализовать?

— Меня привлекают социально значимые проекты. Если эта идея обретет поддержку населения, было бы здорово воплотить другую задумку — Social Worker. Это что-то вроде онлайн-биржи, где каждый сможет разместить объявление об услугах, которые готов оказать, и найти клиентов. К примеру, вы пишите: "Я студент, свободен после полудня, могу выполнить любую физическую работу". Приходит ответ: "Мы переезжаем, надо перенести коробки с вещами". Люди договариваются о цене и выручают друг друга. Конечно, пока непонятно, на какой платформе это может работать, так что предстоит обдумать все нюансы.

Почитайте еще о неравнодушных бишкекских школьниках, которые провели научное исследование, призванное улучшить экологическую ситуацию в городе

По теме

Нужно кормить семью — чемпион ММА из Кыргызстана работает грузчиком. Репортаж
В Бишкеке ездит беспилотное такси или это пранк? Видео из соцсетей
Теги:
Проект, попутчики, Кыргызстан

Главные темы

Орбита Sputnik