Пожалуй, любому горожанину хотя бы раз приходилось краснеть за опоздание, каким бы пунктуальным он ни был. А теперь представьте: каждое утро кто-то из соседей выезжает в нужном вам направлении, имея несколько свободных мест в машине. Вы могли бы стать попутчиками, но не судьба: одному придется тесниться в маршрутке, другому — скучать в пробках.
Бишкекчанин Канат Жаныбеков придумал социальный проект, который помогает людям найти попутчиков. О своей идее он рассказал корреспонденту Sputnik Кыргызстан.
— В чем суть проекта и чем он отличается от обычной службы такси или чатов, где люди ищут водителей-попутчиков?
Присоединиться к проекту Social Service и стать социальным водителем может каждый автомобилист. Для этого надо приобрести специальный стикер с логотипом службы и вступить в группу, где вас будут находить потенциальные клиенты. Чаты уже созданы в мессенджерах Telegram и WhatsApp. Автолюбители могут не только сделать доброе дело, но и частично возместить расходы на бензин: за поездку по городу они получают 20 сомов от каждого пассажира. Если вы и ваши попутчики выезжаете, например, в Кант или Сокулук, цена будет выше.
— Почему установлена именно такая стоимость?
— Я расспросил около ста человек и вывел оптимальную цену, которая будет по карману студентам. Проезд в маршрутках стоит 10 сомов, а в такси — от 50 и выше, то есть у нас средняя стоимость. Если водитель хочет заработать больше и в машине есть место, он может взять даже трех человек.
— Ключевая "фишка" проекта — опознавательные знаки, но их тоже надо придумать, раздать…
— Я разработал дизайн стикеров, заказал изготовление в Китае и уже привез первую партию. Отдавать их автомобилистам буду по себестоимости — за 300 сомов, так как проект социальный: у меня нет цели получить выгоду. Благодаря наклейке клиент сможет "опознать" социального водителя. На стикерах включается подсветка: если она горит, значит, водитель может взять попутчика.
— Вы сами сказали, что далеко не все горожане готовы сесть в машину малознакомого человека. Думаю, даже несмотря на наклейки. Как будет обеспечиваться безопасность пассажиров?
В целях безопасности проинструктирую автолюбителей о требованиях проекта. Они должны соблюдать Правила дорожного движения и быть вежливы с пассажирами. Если водитель позволил себе грубость или решил "удивить" клиента опасным маневром на дороге, тот может написать об этом в чат. Мы добавим нерадивого автомобилиста в черный список.
Возможные проблемы с дисциплиной тоже никто не отменял, но у всех участников проекта будет одна установка: если появились какие-то дела, будьте любезны предупредить о них заранее.
— Если мне пришлась по душе идея взаимовыручки, как я могу присоединиться к группе?
— На странице проекта Social Service в Facebook мы публикуем ссылку, по которой можно попасть в группу. Планируется, что туда вступят и водители, и потенциальные пассажиры. Например, каждый день в 8 утра вы выезжаете из микрорайонов в центр города, а в группе есть водитель, у которого тот же постоянный маршрут. Он откликается на вашу заявку, вы созваниваетесь и договариваетесь о встрече.
— Насколько готовы наши автомобилисты стать социальными водителями? Все-таки оплата за проезд небольшая. Вы наверняка думали о том, что будет, если все усилия пойдут насмарку.
Среди автолюбителей много отзывчивых и добрых граждан. Скажем, один мой друг вообще готов бесплатно довозить людей, которым по пути. Он так и делает: то бабушку довезет, то женщину с ребенком...
Получится ли воплотить идею в жизнь, зависит от уровня социальной культуры бишекекчан. Я очень хочу, чтобы наши водители откликнулись, а пассажиры могли им довериться.
— Мы часто рассуждаем, как сделать жизнь в столице удобнее, но далеко не каждый готов реализовать свои задумки. Что заставило вас перейти к делу? Как это произошло?
— Я стоял на вокзале в Алматы, не представляя, как добраться до нужного места: кругом не было ни одного такси! Люди просто останавливали попутные машины. Я наблюдал, как они обсуждают адрес и цену, и понимал, что это целая субкультура.
Помните холодную зиму, когда бишкекские водители довозили замерзающих на остановках пешеходов? Я слышал, многие отказывались садиться в авто просто потому, что не привыкли к такому способу передвижения...
Когда-то у меня тоже была машина. Я остался без работы и хотел заняться частным извозом: останавливался, предлагал горожанам подвезти их домой, но из-за отсутствия шашки мне редко везло. Возможно, это тоже одна из причин, которые заставили меня организовать социальную службу.
— А было ли такое, что люди не только одобряли проект, но и выражали готовность помочь в его реализации?
— Когда я открыл чат в Telegram, туда вступил один программист. Загоревшись идеей, он предложил бесплатно разработать приложение для службы. Я уже встретился с ним, чтобы обсудить все нюансы, и сейчас он работает над проектом.
Хочу, чтобы горожане узнали о Social Service. Сейчас с этим трудно: в группах недостаточно много людей, чтобы служба начала работать, ведь все дело в огласке. Мы хотели снять ролик, чтобы донести до граждан суть идеи, но требуется немало денег… Было бы здорово, если бы кто-нибудь заинтересовался проектом и помог нам со съемками видео. Свой вклад в проект может внести любой желающий.
— Но пока все лежит на ваших плечах, а ведь проект социальный и требует внимания. Расскажите о себе и своем основном занятии.
— Мне 33 года, у меня трое детей. С самого детства я был волонтером, состоял в общественном фонде, основал газету, которая издается по сей день. Три года назад начал делать игрушки, которые "разговаривают" по-кыргызски. Зарабатываю этим до сих пор. Я прошел курсы SMM, так что вести страницы проекта в социальных сетях мне легко. Тем более, мой бизнес тоже с этим связан.
— Наверняка у вас есть и другие идеи, которые хотелось бы реализовать?
Почитайте еще о неравнодушных бишкекских школьниках, которые провели научное исследование, призванное улучшить экологическую ситуацию в городе.