Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне

© Фото / из личного архива Жаныбека БакироваВетеран афганской войны Жаныбек Бакиров (крайний справа)
Ветеран афганской войны Жаныбек Бакиров (крайний справа) - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Как проходили бои в афганских ущельях, кто становился героем и какие события были самыми радостными на войне, рассказали воины-"афганцы" из Кыргызстана.

Тридцать один год назад советские войска были полностью выведены из Афганистана. В кровопролитной войне, продолжавшейся девять лет один месяц и 21 день (3 340 дней), участвовали более 7 тысяч кыргызстанцев, 254 из них погибли, около полутора тысяч получили ранения. Примерно 600 соотечественников вернулись с войны инвалидами. Два человека были удостоены звания Героя Советского Союза.

Мы записали воспоминания ветеранов-"афганцев" о событиях чужой войны.

Омурбек Раимбабаев: горсть родной земли

© Фото / из личного архива Омурбека РаимбабаеваВетеран афганской войны Омурбек Раимбабаев (справа)
Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне - Sputnik Кыргызстан
Ветеран афганской войны Омурбек Раимбабаев (справа)

В 1982 году в Баглане я повстречал этнического кыргыза, хозяина торговой лавки, и мы говорили минут 15-20. Ему было примерно 50 лет. В 20-х годах прошлого века его семья, жившая в Ферганской долине, бежала от советской власти в Афганистан. Этот мужчина рассказал, что его отец захватил торбу с родной землей, а перед смертью разделил "богатство" между сыновьями. Наш соплеменник носил щепотку родной земли на шее как талисман и признался, что, когда придет время, тоже разделит ее между своими девятью сыновьями. Все-таки права пословица: "Родная земля — матушка, чужая сторона — мачеха".

Афганские кыргызы называли нас, советских соплеменников, "великими кыргызами" и почитали, почти как святых. Я был этим тронут...

В 1983 году срок моей службы подходил к концу, и перед отъездом я снова встретился с тем мужчиной. Он подготовил подарки для моего отца, матери и родственников: несколько японских платков, рубашку, две пары джинсов. В Советском Союзе это был дефицитный товар.

Когда мы прощались, он упал передо мной, обнял мои колени и со слезами попросил передать "салам" родине. Я тоже обнял его и заплакал. Прошло уже больше 30 лет, но я и сейчас с грустью вспоминаю этого соотечественника.

Александр Дмитриев: главное богатство — десяток фотографий

© Фото / из личного архива Александра ДмитриеваВетеран афганской войны Александр Дмитриев
Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне - Sputnik Кыргызстан
Ветеран афганской войны Александр Дмитриев

На войне ценишь каждую прожитую минуту, так как не знаешь, что с тобой может случиться через мгновение. Поэтому во время службы в Афганистане, чтобы не упасть духом, мы старались во всем поддерживать друг друга.

Конечно, были и радостные дни — например, Новый год и другие праздники. 1982-й и 1983 годы мы встречали в городе Меймене в Панджшерском ущелье. Собиралась вся рота, а повара старались приготовить из нехитрого армейского пайка интересные блюда. У нас была полуразбитая гитара, под аккомпанемент которой мы дружно пели. Однополчанин из Фрунзе Сергей Якиманский после ранения был отправлен домой, а позже привез фотоаппарат. Это стало большим событием — раньше у нас не было возможности фотографироваться на память. Десяток снимков с однополчанами стал главным богатством, привезенным из Афганистана.

Туратбек Жумабеков: командир стал моим ангелом-хранителем

© Фото / из личного архива Туратбека ЖумабековаВетеран афганской войны Туратбек Жумабеков (крайний справа)
Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне - Sputnik Кыргызстан
Ветеран афганской войны Туратбек Жумабеков (крайний справа)

В ноябре 1981 года возле города Пули-Хумри на нас напали моджахеды и стали обстреливать с двух сторон. Чтобы прикрыть автоколонну, наш однополчанин открыл огонь из "зушки" (ЗУ-23-2), установленной на кузове ЗИЛ-130. К сожалению, не помню имени и фамилии этого брата по оружию, но все называли его Ефимом. В какой-то момент он крикнул, что кончились патроны...

Старший сержант 860-полка Майрамбек Бектемиров - Sputnik Кыргызстан
Кыргызстанец хотел усыновить мальчика на войне — интервью с "афганцем"
Наш командир-украинец, старший лейтенант Александр Седун, велел мне и литовцу, которого мы прозвали Рыжим, зарядить зенитку. После выполнения задачи, когда я хотел спрыгнуть с машины, мне в ногу попала пуля. Пришлось доползти до угла борта и спрятаться там. Силы были на исходе, и когда стало уже невмоготу, я попросил помочь мне выбраться.

Моджахеды вели яростный обстрел, поэтому однополчане не могли даже приблизиться ко мне. Невзирая на плотный огонь, командир Седун пробрался к борту машины и велел подползти к нему. Потом он взвалил меня на спину и под пулями побежал в безопасное место, где оказал мне первую помощь и сделал обезболивающий укол.

Я тогда вспомнил советские фильмы о Великой Отечественной войне, где офицеры вытаскивают тяжелораненых солдат с поя боя... Командир стал для меня ангелом-хранителем.

Кубатбек Доолокеев: попали в засаду к моджахедам в ущелье

© Фото / из личного архива Кубатбека ДоолокееваВетеран афганской войны Кубатбек Доолокеев
Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне - Sputnik Кыргызстан
Ветеран афганской войны Кубатбек Доолокеев

— В начале мая 1982 года в ущелье Кунар наша рота попала в засаду к моджахедам. Трое суток мы бились в окружении: днем было немного спокойнее, а ночью их атаки усиливались. На третий день я был тяжело ранен в живот, и когда земляк Бактыбек Абдыкадыров бросился мне на помощь, его тоже ранило. Через некоторое время однополчане вытащили нас обоих из-под огня, а с наступлением ночи целый час несли на равнину. Оттуда нас отправили вертолетом в Джелалабадский военный госпиталь. Затем меня переправили в Кабул, а потом — в Ташкентский окружной военный госпиталь.

В этом госпитале я познакомился с земляком Базаркулом Балапановым, который собрал вокруг себя других раненых кыргызстанцев. Среди них был и мой друг Бактыбек.... Кстати, позже у него родился сын, которого он в честь того боя в ущелье назвал Кунаром.

Жаныбек Бакиров: если сердце из железа …

© Фото / из личного архива Жаныбека БакироваВетеран афганской войны Жаныбек Бакиров
Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне - Sputnik Кыргызстан
Ветеран афганской войны Жаныбек Бакиров

10 декабря 1982 года наша рота вошла в кишлак Саядан возле перевала Саланг и попала в окружение моджахедов. Они мощным огнем отсекли шедшую за нами роту минометчиков. Бой был ожесточенным, и минометчики искали возможность прорваться, чтобы помочь нам выйти из окружения. К тому времени погибли уже пять наших товарищей.

Офицер 860-полка, полковник в отставке, ветеран афганской войны Таалайбек Садыров(в центре) - Sputnik Кыргызстан
Ни одна армия мира не смогла это повторить — интервью с офицером-"афганцем"
Чтобы защититься от пуль, земляк Сабыр Анарбаев повесил на спину металлическую подставку от миномета. Другой минометчик Сагын Тешебаев предложил ему воспользоваться этим, чтобы вести огонь по моджахедам. Анарбаев со своим "щитом" периодически выскакивал из укрытия и вызывал огонь на себя. Благодаря этому Тешебаев и таджикистанский узбек Тукташ Аваниязов смогли установить миномет на точке и открыли огонь по противнику. Бой стал еще более ожесточенным — моджахеды начали яростно их обстреливать, и тут на помощь опять пришел Сабыр....

В это время солдаты нашей роты из кишлака стали корректировать огонь по рации. Следуя их указаниям, Аваниязов и Тешебаев отсекли моджахедов. Затем они выпустили несколько дымовых снарядов, и благодаря дымовой завесе наша рота смогла выйти из окружения.

Героические поступки моих боевых друзей напомнили мне о старой пословице: "Если сердце из железа, в бою хорош и деревянный кинжал".

Аскарбек Уметбаев: было трудно сопровождать гробы до дома

© Фото / из личного архива Аскарбека УметбаеваВетеран афганской войны Аскарбек Уметбаев
Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне - Sputnik Кыргызстан
Ветеран афганской войны Аскарбек Уметбаев

В Афганистане я служил сначала как рядовой солдат, а потом в звании прапорщика. Война есть война — всякое бывало, но самым трудным поручением командования стало сопровождение гробов до дома погибших. Тела товарищей доставляли в СССР в оцинкованных деревянных гробах на Ан-12. Эти гробы мы называли "черными тюльпанами". За время службы мне пришлось восемь раз вывозить тела боевых друзей, и когда я видел убитых горем родных, сердце обливалось кровью.

В 1981 году я сопровождал тело однополчанина Володи Пономарева на Украину. Когда привез гроб, его сестренка набросилась на меня с криком: "Ты убил моего брата!" — и расцарапала лицо в кровь. Я, как положено, стоял по стойке смирно... Понимал ее чувства — Володя был единственным сыном в семье. После похорон его сестра и родители попросили у меня прощения за инцидент. Я находился с ними целую неделю, рассказывал, как он служил и каким боевым товарищем был.

Владимир Славский: победу ковали простые парни

© Фото / из личного архива Владимира СлавскогоВетеран афганской войны Владимир Славский
Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне - Sputnik Кыргызстан
Ветеран афганской войны Владимир Славский

В 1987–1988 годах я служил в Афганистане командиром батальона. Во время очередной операции моджахеды зажали одну из наших рот в ущелье. Я тогда находился в другом ущелье, а так как связь пропала, не владел обстановкой и не мог помочь огнем и привлечением резерва. Потеря связи в бою означает верную гибель, поэтому для ее обеспечения на господствующую высоту отправили несколько связистов, в том числе сержанта Малькова. Имени его, к сожалению, не помню.

Выйдя на указанный рубеж, он стал живым ретранслятором и обеспечил связь с попавшей в окружение ротой. Вскоре его заметили моджахеды и начали обстрел, Мальков получил несколько ранений. Истекая кровью, сержант обеспечивал связь до конца боя. Он спас не одну солдатскую жизнь и позже был представлен к ордену Красной Звезды.

Болот Мамбеталиев: я махал руками и кричал "Кыргызстан"

© Фото / из личного архива Болота МамбеталиеваВетеран афганской войны Болот Мамбеталиев (справа)
Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне - Sputnik Кыргызстан
Ветеран афганской войны Болот Мамбеталиев (справа)

По профессии я военный летчик, в Афганистане воевал три года, хотя вообще-то летчики служили там по одному году. Во время третьей командировки в эту страну я был командиром войсковой части № 33860.

На войне одно из самых радостных событий — встреча с земляком. Первый раз я встретил кыргызстанца, когда летел в провинцию Кундуз, это был прапорщик фельдсвязи Чолпонбек Беккелдиев. Второй случай произошел, когда я ехал на совещание в Кабул. На обочине дороги стояла танковая колонна, и, подъехав ближе, я спросил одного танкиста, откуда он. Солдат ответил, что из Кыргызстана, и добавил, что в колонне много земляков — почти половина состава. К сожалению, у меня не было свободного времени, чтобы поговорить с ними. Но, проезжая мимо танков, я махал руками и кричал: "Кыргызстан!". Земляки в ответ тоже кричали и махали.

Таалайбек Садыров: мы покорили Памир

© Фото / из личного архива Таалая СадыроваВетеран афганской войны Таалайбек Садыров
Афганский кыргыз со слезами обнимал мои колени — рассказы ветеранов о войне - Sputnik Кыргызстан
Ветеран афганской войны Таалайбек Садыров

В конце декабря 1979 года наш 860-й отдельный мотострелковый полк отправился из Оша на уникальный марш-бросок. Мы должны были пройти через советский Памир в афганскую провинцию Бадахшан. Во время марша, несмотря на все трудности, на привалах мой друг, замполит второй роты лейтенант Азамат Шамырканов, резервисты Рыспаев и Зулпукаров готовили боевые листки и стенгазеты. Они писали об отличившихся бойцах на каждом этапе перехода.

В начале января 1980-го наша часть вошла в провинцию Бадахшан, и недалеко от города Файзабада Азамат заметил ровную поверхность на высокой отвесной скале. Там он вместе с Рыспаевым и Зулпукаровым огромными буквами вывел белой краской две надписи: "Для советского солдата нет преград" и "Мы покорили тебя, Памир!". С тех пор прошло 40 лет, а надписи сохранились — об этом мне рассказали те, кто недавно был в афганском Бадахшане.

Лента новостей
0