13:21 15 июня 2021
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD84.7066
  • EUR102.5755
  • RUB1.1728
Общество
Получить короткую ссылку
246 0 0

Теперь ученым предстоит выяснить, как одомашненные животные попали в Ферганскую долину: была ли это контролируемая человеком миграция с Ближнего Востока в Центральную Азию, или местное население само освоило новый тип ведения хозяйства.

БИШКЕК, 9 апр — Sputnik. Ученые доказали, что уже 8 тысяч лет назад люди, проживающие на территории современного Кыргызстана, занимались скотоводством. Об этом говорится в статье Nature Human Behavior.

Руководитель исследования, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии ИАЭТ и Новосибирского государственного университета, кандидат исторических наук Светлана Шнайдер сообщила, что международный научный коллектив с 2015 года изучает доместикацию овец и коз в Центральной Азии.

"Исследуя раннеголоценовые объекты в местности Обишир-5 недалеко от Айдаркена, в предгорной части Памиро-Алая на юге Кыргызстана, которые датируются периодом от 13 до 1,5 тысячи лет назад, мы обнаружили, что там нет свидетельств охотничьего вооружения. Тогда появилась гипотеза, что уже в ту эпоху было развито скотоводство", — рассказала Шнайдер.

Она отметила, что к исследованию гипотезы были привлечены специалисты из научных центров Университета Колорадо (США), Института изучения истории человека и общества Макса Планка (Германия), Университета Бордо (Франция), Оксфордского университета (Великобритания) и других.

"Порядка 90 процентов костей, обнаруженных в Обишир-5, принадлежат овцам и козам. Анализ костей указывает на то, что животные были убиты в возрасте одного-двух лет поздней осенью или ранней зимой. То есть сезон и возраст смерти совпадают с теми, которые характерны для традиционных кочевых обществ в наши дни", — объяснила специалист.

По ее словам, был использован большой арсенал междисциплинарных методов исследования, включая изучение ДНК древних животных.

"Наша гипотеза оказалось верной: генетические данные подтвердили, что на Обишире около 8 тысяч лет назад были домашние виды овец и коз, то есть на 4 тысячи лет раньше, чем предполагалось ранее. Одним из значительных событий в человеческой истории является переход к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству, и теперь стало ясно что Обишир-5 на юге Кыргызстана является новым центром неолитической революции в Центральной Азии", — заявила Шнайдер.

Она подчеркнула, что теперь ученым предстоит выяснить, как одомашненные животные попали в Ферганскую долину: была ли это контролируемая человеком миграция с Ближнего Востока в Центральную Азию, или местное население само освоило новый тип ведения хозяйства. Кроме того, интересно понять, происходила ли дальнейшая миграция этих животных на восток, в сторону Памира, Тибета и Гималаев.

Археологи нашли в КР "магический" амулет времен ледникового периода