23:17 17 мая 2021
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD84.2960
  • EUR102.4028
  • RUB1.1414
Общество
Получить короткую ссылку
41620

Основными вариантами самого большого в мире эпоса "Манас" считаются варианты сказания по Саякбаю Каралаеву и Сагымбаю Орозбакову. Сегодня мы вспоминаем интересные факты из жизни одного из них. 

Его называют Гомером ХХ века, о нем снимали фильмы, с него ваяли скульптуры и рисовали картины. Поразительный феномен невысокого старика, который мог "превращаться" в могучего богатыря и сутками напролет сказывать эпос, до сих пор поражает воображение. В материале Sputnik Кыргызстан — 15 фактов из жизни гения.

Дар свыше

Саякбай Каралаев родился в 1894 году в селе Ак-Олон Тонского района Иссык-Кульской области. Сказывать эпос "Манас" он начал после того, как увидел во сне аян (внушение свыше, видение, озарение): Саякбай общался с духами предков и героями эпоса. Как манасчи Каралаев стал известен широкой общественности только в 1925-м, когда ему был 31 год. Именно тогда он начал рассказывать полный вариант эпоса. В 1935–1954 годах он работал артистом филармонии.

Эпос "Манас" в пересказе Саякбая был записан в текстовом виде и составил 83 830 строк. Кроме того, были записаны части "Семетей", "Сейтек", а также их продолжение — история Кенена (сына Сейтека) и его сыновей-близнецов Алымсарыка и Кулансарыка. Всего со слов Каралаева записаны 500 553 строки — этот вариант самого большого эпоса в мире считается наиболее объемным.

Исполнитель национального эпоса Манас С.Каралаев
© Sputnik / Э. Вильчинский
Саякбай Каралаев родился в 1894 году в селе Ак-Олон Тонского района Иссык-Кульской области

Сказывал эпос в течение 23 дней

Депутат и поэт Каныбек Иманалиев так вспоминал о манасчи: "В спорте самая большая беговая дистанция — 42 километра. Олимпийские чемпионы пробегают это расстояние за 2 часа 42 минуты, а потом падают без сил. Мировые звезды вокала, такие как Лучано Паваротти и Уитни Хьюстон, пели в течение 6-8 часов, а Саякбай сказывал "Манас" 72 часа непрерывно, при этом он активно жестикулировал. Откуда столько сил и энергии? Очевидно, такой дар дается свыше и только избранным.

Саякбай говорил, что один раз в жизни получил невиданное удовлетворение, сказывая эпос в полном варианте 23 дня. Это произошло в местности Солтон-Сары. По утрам он смазывал горло топленным маслом, а когда уставал, делал небольшой перерыв — и так на протяжении 23 дней. Данные о полумиллионе строк я считаю неверными, так как в самом длинном сказывании порядка 1,5 миллиона строк. Сказывание эпоса — не искусство, не религия, не болезнь и не наука, а особенный мир, и этот феномен надо прочувствовать сердцем".

Саякбай Каралаев Молождан Токтогулов
© Sputnik / Э. Вильчинский
Саякбай говорил, что один раз в жизни получил невиданное удовлетворение, сказывая эпос в полном варианте 23 дня

По данным экспертов, взрослый человек может запомнить от 20 до 100 тысяч слов, а Каралаев помнил до 1,5 миллиона строк эпоса.

Три года съемок

С конца 1958 года до поздней осени 1961-го было записано 45 тысяч метров кинопленки. Так сняли сказывание трилогии эпоса — "Манас", "Семетей" и "Сейтек".

Чубак и Сыргак

У Саякбая было шестеро детей — четыре дочери и два сына. Сыновей манасчи назвал именами баатыров из эпоса — Чубак и Сыргак.

Айтматов о Саякбае

Великий писатель Чингиз Айтматов так говорил о сказителе: "Если меня спросят, кого я считаю величайшим сыном кыргызского народа, я в первую очередь назову Саякбая Каралаева".

Кыргызский писатель, герой Кыргызской Республики Чингиз Айтматов и манасчи Саякбай Каралаев
© Фото / из архива семьи Айтматовых
Великий писатель Чингиз Айтматов так говорил о сказителе: "Если меня спросят, кого я считаю величайшим сыном кыргызского народа, я в первую очередь назову Саякбая Каралаева

Манасчи-беркутчи

Кроме сказывания эпоса, у Каралаева было еще одно дело всей жизни — он дрессировал беркутов. Манасчи имел трех птиц, которых назвал Койронкара, Боз Жигит и Кулдубадам. Беркуты прожили у него больше 10 лет.

Когда Саякбай уезжал в город, за птицами присматривали его родственники. Как только Каралаев заканчивал дела, он торопился к беркутам. Иногда говорил, что видит их во сне: "Скучают, наверное, без меня мои родные". 

Был у Саякбая еще один беркут — Карачолок, манасчи снялся с ним в автобиографическом фильме. Во время похорон Каралаева птица долго летала в небе над его домом и издавала жалобные крики. Позже беркут исчез.  

Документальный фильм Манасчи — одна из первых картин Шамшиева. Рабочий момент съемок
© Sputnik / Александр Федоров
Кроме сказывания эпоса, у Каралаева было еще одно дело всей жизни — он дрессировал беркутов

Не нуждающийся в переводе

В 1983 году состоялась церемония награждения Чингиза Айтматова Ленинской премией (высшая форма поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры в СССР). На последовавшем затем концерте выступал и Саякбай Каралаев, и во время его сказывания сидящий в зале музыковед по фамилии Орлов произнес: "Какая удивительная инструментовка!". Тогда ученый Азиз Салиев, который был рядом с музыковедом, начал шепотом переводить ему на русский. Орлов прервал его: "Извините, но я лучше послушаю этот потрясающий оригинал".

Выступление в Москве

30 октября 1945 года в газете "Кызыл Кыргызстан" вышла статья, где говорилось что во время декады советской Киргизии в Москве выступление Каралаева, сказывавшего эпос "Манас", поразило Иосифа Сталина.

Дирижер Чанай Жумаканов, комузист Ыбырай Туманов, певица Мыскал Өмүрканова, композитор Карамолдо Орозов, актриса Алиман Жангорозова жана и манасчи Саякбай Каралаев (слева направо) на второй декаде искусства и литературы в Москве. 1958-год
© Фото / из семейного архива Орозовых
Слева направо: дирижер Чанай Жумаканов, комузист Ыбырай Туманов, певица Мыскал Омурканова, композитор Карамолдо Орозов, актриса Алиман Джангорозова и манасчи Саякбай Каралаев на второй декаде искусства и литературы в Москве, 1958 год

Плачущий Ауэзов

Однажды во время записи эпоса пришел выдающийся казахский писатель и драматург Мухтар Ауэзов. Каралаев в это время проникновенно сказывал отрывок о Каныкей. Ауэзов не смог остановить слезы и воскликнул: "Если ты уйдешь из этого мира, человечество потеряет ни с чем не сравнимую реликвию". Позже он назовет Саякбая "Гомером XX века" и "последним из могикан".

Как Саякбай поймал албарсты

Каралаев любил шутить и часто рассказывал интересные истории. Одна из них опубликована в книге Каныбека Иманалиева "Баллада о гении".

"Вернувшись с войны (до 1922 года манасчи воевал в составе Красной армии на Туркестанском фронте с басмачами и белогвардейцами. — Ред.), я сильно заболел — тело все горит, температура высокая. Лежу без сил дома у старшего брата. Жене (жена старшего брата. — Ред.) говорит: "Ты весь горишь, лежи спокойно, ночь на дворе. Я налила в кувшин воды и поставила на тлеющий кизяк. Если в горле пересохнет, выпей теплой воды, а если захочешь выйти, то тут стоит трость — возьми ее, чтобы не упасть". 

Памятник великому сказителю эпоса Манас Саякбаю Каралаеву в городе Балыкчи
© Sputnik / Эмиль Садыров
Саякбай любил шутить и часто рассказывал интересные истории

Обессилев, я уснул и проснулся от щелкающих звуков. Открыв глаза, увидел у очага албарсты (мифическое существо, которое, согласно поверью, приходит к человеку во время сна и пытается его задушить. — Ред.), у которого был сломан передний зуб. Смотрит он на меня и щелкает семечки, кидая шелуху в огонь, да еще подмигивает. Я ударил его изо всех сил палкой, да так, что он упал в огонь, схватил за волосы и начал давить на углях. В комнате все заволокло дымом, а я кричу нечеловеческим голосом: "Жене, быстрее, я албарсты поймал! Где большой нож? Несите скорее!". Она прибежала на шум и спрашивает: "Что с тобой? Ты в порядке?". И, увидев бардак в комнате, воскликнула: "Ай-яй-яй, ты зачем опрокинул кувшин с водой!?". Оказывается, капли кипящей воды из кувшина попадали на тлеющий кизяк, поэтому сквозь сон я слышал шипящий звук и щелчки, которые принял за щелканье семечек... Вот такая история. А от удара тот металлический кувшин помялся и стал непригодным", — смеясь рассказывал Саякбай.       

Манасчи в камне

Скульптор Тургунбай Садыков, еле уговорив Каралаева позировать ему, начал ваять скульптуру.

Бюст манасчи Саякбая Каралаева неподалеку от здания Кыргызской национальной филармонии им. Т. Сатылганова в Бишкеке. Архивное фото
© Sputnik / Нургуль Максутова
Памятник Саякбаю Каралаеву был установлен в декабре 2015 года в этнографическом комплексе "Манас айылы" близ Бишкека
"Это был 1962 год. Когда Саякбай сел передо мной, я увидел обычного старика невысокого роста. Я задумался, как же создать скульптуру из такого невзрачного образа. Ежедневно он приходил и позировал — иногда молчал, иногда разговаривал со мной. Я записал на магнитофон его сказания и ставил кассету во время работы. И однажды он без предупреждения начал сам сказывать эпос. Продолжалось это очень долго, он еле остановился. Во время сказывания исчез тот невзрачный старик, и появился настоящий богатырь. Тогда я понял, что в эпосе содержится великий дух", — вспоминал Садыков.

Памятник Саякбаю Каралаеву был установлен в декабре 2015 года в этнографическом комплексе "Манас айылы" близ Бишкека.

Жизнь на экране

Режиссер Мелис Убукеев в 1962 году снял фильм "Саякбай Каралаев" (в трех частях), который рассказывал о жизни манасчи. Позже, в 1988-м, он снял семь полнометражных серий картины "Великий манасчи".

В 1965 году Болот Шамшиев снял документальный фильм с участием Саякбая Каралаева. Лента удостоилась главного приза кинофестиваля в Оберхаузене (Германия). В 2017-м Эрнест Абдыжапаров снял биографическую картину "Саякбай. Гомер XX века"

Саякбай в картинах

Образ великого манасчи актер и художник Суймонкул Чокморов воплощал два раза. В общей сложности портреты Саякбая он рисовал в течение семи лет. Художник Эмиль Токталиев изобразил Каралаева с раненым Манасом на руках.

Манасчы Саякбай Каралаев
© Sputnik / Юрий Каплун
Образ великого манасчи актер и художник Суймонкул Чокморов воплощал два раза. В общей сложности портреты Саякбая он рисовал семь лет.

Портрет на купюре

В 2000 году Национальный банк КР выпустил купюру номиналом 500 сомов, на которой изображен Саякбай Каралаев.

В мае 1971-го манасчи попал в больницу. Болезнь протекала тяжело, он перестал узнавать людей, но даже тогда продолжал сказывать эпос. Врачи говорили, что состояние пациента ухудшается с каждым днем, однако чем тяжелее ему становилось, тем дольше он сказывал "Манас". Лежавший в соседней палате писатель Николай Удалов вспоминал, что Саякбай сказывал эпос даже ночью. Он скончался на 77-м году жизни.

По теме

Впервые в истории — 12 фото с непрерывного чтения эпоса "Манас"
За ложь кыргызу отрубали голову и вешали на шею отцу — беседа о традициях
Албарсты, кара басты — что пугало кыргызов
Теги:
Кыргызстан, факты, эпос "Манас", Саякбай Каралаев, манасчи

Главные темы

Орбита Sputnik