БИШКЕК, 8 ноя — Sputnik. Суть главной интриги заключалась в том, объяснит ли президент свои резкие замечания в адрес СМИ, сделанные им за 10 дней, 27 октября, на 4-м заседании Национального совета по устойчивому развитию. Тогда он сказал, что за коррупционный образ Кыргызстана, из-за которого в республику не идут инвесторы, нужно благодарить СМИ.
"За образ страны, в которой коррупция — настоящее бедствие даже в сравнении с государствами Африки, надо благодарить СМИ. Ни в одной стране пресса так не поливает грязью власть, как наша. Они пишут, что в Кыргызстане все плохо, расцвет коррупции. Это неуважение к республике и правде! Считается, что чем больше грязи журналист вылил, тем он свободолюбивее и лучше", — высказался глава государства.
Но комментариев не последовало. Пресс-служба президента предпочла праздник не портить и не напоминать лишний раз об оплошности. Может быть, они и правы: зачем в очередной раз вызывать бурю негодования мастеров слова? Таким образом, пресс-служба лишь распространила поздравительный текст главы КР, который был сдержанным, оправдательного тона в нем не было. Журналистское сообщество с особым вниманием отнеслось к поздравлению.
В опубликованном поздравлении Атамбаев выразил надежду на то, что работники сферы информации Кыргызстана будут служить делу правды и справедливости, способствовать созидательным процессам, обеспечению единства народа, укреплению государственности, законности, налаживанию эффективной связи между государством и обществом.
А между тем пресс-служба правительства пригласила 200 журналистов в столичный ресторан, прозвучали торжественные речи. Премьер-министр Джоомарт Оторбаев отметил, что свобода слова и свободная пресса — это настоящая, не девальвированная ценность.
"Желаю вам выполнять свою миссию честно, с удовольствием и любовью к людям. От вас зависит восприятие общественностью социально-значимых событий региона и страны в целом, и именно вы выбираете из всего происходящего самое острое и интересное", — сказал он.
Рабочие будни
Праздник прошел. У журналистов начались трудовые будни. Они продолжают бороться за правду, справедливость и свободу слова. Делают это, как могут.
Прежде всего нужно успокоить обидевшихся коллег. Конечно, глава государства ни в коем случае не намеревался бросить тень на журналистов и совсем не хотел очернять одним махом сотрудников всех кыргызстанских СМИ.
Но то, что в журналистском профессиональном цехе не все так благополучно, корреспонденты прекрасно знают и сами. Знают, что есть среди них информационные киллеры, есть беспринципные дельцы черного политпиара, есть журналисты-вымогатели, есть любители покопаться в чужом белье среди бульварной прессы, есть подстрекатели и провокаторы. Однако не надо забывать, что за любую "музыку" кто-то платит, и пока это будет возможно, всегда будут существовать и две журналистики. Так что до душевного комфорта и спокойствия за имидж Кыргызстана еще очень далеко — и президенту, и всем остальным.
Почему у нас в Кыргызстане открыть газету стало легче, чем какой-нибудь торговый павильон? Разве это правильно? И мы еще удивляемся деградации прессы. Конечно, свободу печати никто не отменял, и журналисты должны ее первыми защищать. Но ведь регулировать свой рынок они тоже имеют право.
"Вот скоро у нас парламентские выборы. Мы же знаем, как в это время, откуда ни возьмись, всплывут никому не известные газетенки с экзотическими названиями, которые начнут работать со скоростью "взбесившегося принтера", выпускаясь 100-тысячными (и это как минимум!) тиражами. Я молчу уже о том, что в выходных данных будет, конечно, указываться количество экземпляров куда скромнее — чуть ли не по пять, ну, может, по 10 тысяч от силы. Скажите мне: чьи это газеты? Естественно, это карманные издания самих партийных лидеров или каких-то левых людей, которые держат эти газеты в "спящем" режиме от выборов до выборов", — приводит пример известный журналист Азамат Тынаев.
И журналисты не должны быть согласны с таким порядком вещей, потому что это неправильно и несправедливо. Неправильно, потому что умышленное занижение тиража означает грубейшее нарушение Кодекса о выборах в части требований по прозрачному расходованию средств предвыборного фонда партий, это уход от налогов, это недобросовестная конкуренция. Несправедливо, потому что такие заказы должны получать только постоянно действующие газеты, и это должно восприниматься как справедливая плата за их законопослушность и их вклад в социальную функцию прессы по информированию общества и защите интересов населения.
Журналисты сами же поощряют нарушение своих прав
"Этим летом я участвовал в одном журналистском круглом столе, где собрались представители СМИ из всех областей республики. В одном из групповых обсуждений было человек 20. А это значит, что они представляли 20 редакций отечественных масс-медиа. И перед началом нашей дискуссии я задал всем простой короткий вопрос: "Кто при приеме в редакцию заключал контракт?". Оказалось, что ни один из присутствующих коллег не подписывал самого важного и основополагающего документа, который регулирует взаимоотношения сотрудника и работодателя, а также прописывает права и обязанности сторон", — рассказывает Тынаев.
Почему наши журналисты не знают своих прав, а если и знают, то не борются за них? Почему так получается, что добросовестные журналисты Кыргызстана, денно и нощно защищающие права всех граждан, причем делая это за мизерную зарплату, и в снег, и в зной, не доедая, не досыпая, еще и рискуя вступать в конфликты с могущественными чиновниками, силовиками, бандитами и бизнесменами, честно и самоотверженно выполняя свою миссию "цепных псов демократии", сами находятся в положении безропотных рабов и дешевой рабочей силы?
Кто из журналистов может самостоятельно на свою голую зарплату купить собственное жилье? Кто гарантированно получает выплаты за сверхурочную работу? Почему государство может лишь критиковать и требовать от журналистов быть честными и объективными, обвинять их в своих собственных неудачах и провалах? А чем помогли корреспондентам? Почему бы, например, не разработать специальную поддержку журналистов, не построить для них социальное жилье, не помочь с выдачей льготных кредитов? Почему, в конце концов, не выделить здание, где мог бы расположиться Дом журналистов?
Время объединиться
Необходимость объединения журналистов назрела давно. Слишком трудно стало в одиночку справляться с возникающими сложностями и отражать нападки со стороны власти. Критикуют журналистов еще и потому, что нет единой четкой стратегии развития медиасферы. И вовсе не государство должно быть регулятором. Формально существующий отдел информационной политики президента не в состоянии задавать векторы развития отечественной журналистики. Они выполняют лишь функции сбора корреспондентов на мероприятия с участием главы государства. Поэтому будущее журналистики зависит от того, насколько журналисты смогут объединиться.
Где Союз журналистов? Понятно, что у сотрудников СМИ есть родные стены их редакций. Но так ведь и у работников кино есть личные офисы, у художников — свои мастерские, у композиторов — отдельные студии! Где общий дом журналистов? Куда они могли бы приходить, чтобы вместе что-то делать, рождать идеи и реализовывать их, проводить свои мероприятия, награждать лучших и достойных коллег.
Где Союз журналистов как организация? Как профессиональное объединение, которое сконцентрировало бы в себе все проблемы, требующие безотлагательных решений. А ведь проблем много, и заключаются они не только в упреках президента. Почему не слышим голоса союза, когда власти принимают законы, ограничивающие свободу слова и печати?
Идея объединения журналистов давно назрела. Настало время задуматься работникам СМИ над состоянием дел в медиасфере.
"У нас с вами одна цель — построить сильный и процветающий Кыргызстан", — обратился к журналистам в своем выступлении глава государства.
Да, все мы хотим жить в благополучной и стабильной стране, но такой она может стать только тогда, когда будет покончено с повсеместной коррупцией. И роль свободной, независимой прессы в антикоррупционой борьбе заменить ничто не в состоянии. А для этого журналистам нужно навести порядок среди самих себя. Главное, чтобы государство в этом деле стало партнером и перестало ставить обидный знак равенства между казнокрадами и работниками средств массовой информации.