— Насколько совершенна сегодняшняя законодательная база в отношении медицины? Какие законы в первую очередь нужно продвигать, чтобы человек мог доверять свое здоровье медицине Кыргызстана?
— Чтобы говорить о совершенстве законодательной базы, надо уточнить, с кем сравнивать, то есть с какой передовой или отсталой страной. Каким бы государство ни было, законы о медицине должны быть направлены на обеспечение максимально качественных медицинских услуг.
Во-вторых, у нас в стране до сих пор нет закона об обязательном страховании медработников и пациентов от врачебных ошибок. Хотим мы или не хотим, но маленький процент врачебных ошибок допускается. От них никто не застрахован. А если врачебная ошибка спровоцирована невозможностью предоставления технических условий, врач все равно несет ответственность. То есть если какой-либо аппарат во время операции перестанет работать или произойдет аварийное отключение электроэнергии, врач все равно будет нести ответственность. Кто его будет защищать? В то же время от этой врачебной ошибки пострадал больной, кто же будет защищать его права? В любом случае в обществе медуслуги должны быть направлены в обе стороны.
— Дайте оценку внедрения государственно-частного партнерства в медицину Кыргызстана. Стоит ли двигаться именно в этом направлении?
Для начала внедрения ГЧП в медицинский сектор необходимо освободить арендованные помещения внутри больниц, которые, например, сданы в аренду под аптеки, частные кабинеты УЗИ или вовсе организации, не касающиеся медицины. Вторым затруднением для инвесторов при внедрении государственно-частного партнерства является участие в тендере, так как это большой риск. Инвестор пишет технико-экономическое обоснование, потом участвует в тендере, однако не знает, выиграет он в нем или нет.
Инвесторы боятся риска. Если какая-либо отрасль медицины страдает, то почему бы не отдать ее инвестору на разработку просто на основе договора? В этом плане государству необходимо идти на взаимовыгодные уступки.
Хотелось бы отметить, что сначала услуги больниц, работающих на основе ГЧП, будут немного дороговаты из-за отсутствия конкуренции. То есть сразу конкурировать медучреждения между собой не будут. По мере увеличения количества больниц будет расти конкуренция между ними и снижаться цены, улучшаться качество.
— Существует мнение, что выпускники столичных медицинских вузов не хотят ехать на работу в регионы. Кадровый вопрос напрямую связан с размером зарплаты работников медицинской системы. Вы видите выход из этой ситуации?
Выходом становится целевая подготовка. Учитывая уровень знаний в региональных школах, необходимо набирать абитуриентов с каждого региона по сниженным проходным баллам на бюджет, так как школьник из Бишкека наберет, конечно же, больший балл на ОРТ, нежели школьник из региона. А после окончания вуза составлять с абитуриентом трехсторонний договор и отправить его домой в один из регионов Кыргызстана, где он будет работать врачом и жить в комфорте со своей семьей.
Также хотелось бы добавить, что вопрос повышения зарплаты медицинских работников будет подниматься перед правительством в текущем году.
— Что вы намерены внедрить в реанимирование медицины Кыргызстана, исходя из своего опыта работы в Турции?
Также руководитель не должен просто сидеть и ждать чего-то от государства. Он должен быть менеджером. Если ты пришел на должность и знаешь, как улучшить состояние больницы, то сделай, а если не можешь — уходи.
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо стопроцентно поменять отношение к науке. Во всем мире на науку, кроме стратегических государственных открытий, государство не платит ни копейки. Хороший ученый создает группу сам, пишет проект, получает грант и делает науку. Хорошие результаты приносят хорошие деньги не только ему, но и его учреждению. В Кыргызстане подготовили одних "иждивенцев", которые говорят, что "государство виновато, мало дает или не дает ничего". Такого отношения к науке не должно быть. Нам не нужна такая наука.