БИШКЕК, 23 янв — Sputnik. Политолог Эднан Карабаев поделился мнением об опросе, проведенном агентством ICM Research по заказу Sputnik, о межрасовых и межэтнических разногласиях в американском обществе.
Конец прошлого года открыл одну из самых болезненных тем для США — межрасовые противоречия. Расизм без расизма — так называют это явление сами американцы, о чем и свидетельствует данный опрос. Хотя любое проявление расизма в стране карается законодательно, причем не на бумаге, а имеют место реальные слушания и приговоры. Открытого проявления дискриминации в государстве, безусловно, нет. Так откуда же столько "скелетов в шкафу"?
По результатам опроса ICM Research, 67 процентов жителей США, то есть подавляющее большинство, считают, что межрасовые и межэтнические разногласия являются одной из самых острых проблем американского общества на сегодня.
Сегодня афроамериканцы составляют всего 12 процентов населения США, но именно среди них в два раза выше безработица и в три раза ниже уровень дохода. Если треть белого населения имеет степень бакалавра, то среди темнокожих американцев — только один из пяти. Одно из исследований показало, что на каждого поступившего в вуз афроамериканца приходится сто темнокожих заключенных. Доля образованных людей среди "латинос" еще ниже.
Кстати, здесь же присутствует страх превратиться в белое меньшинство, который имеет под собой реальную основу на фоне усиления афроамериканской, латиноамериканской и азиатской общин. Уже сегодня наблюдается сокращение англоговорящего населения в этой стране. Потому белокожее население Америки стремится на руководящие посты, государственные должности и в правоохранительные органы, что влечет за собой еще большие проблемы.
Было бы верным в этой межэтнической проблеме сделать упор на социальные причины. Можно долго рассматривать этот вопрос с исторического ракурса: мол, тех, кто действительно первым заселил Америку, столетиями держали в рабском состоянии. Но точно так же можно рассматривать любое общество. Будет нелогично, если начнут требовать компенсации потомки крепостных крестьян в России или батраков в Кыргызстане. На примере американского общества видно, как стремление создать общество всеобщей справедливости породило иждивенческие слои.
Так что в данном случае речь идет не о дискриминационной государственной политике, а о мышлении определенной общественной группы, изменить которое может только время. Вопрос в том, есть ли это время у США?