БИШКЕК, 3 фев — Sputnik. Мэрия столицы Кыргызстана подписала грантовое соглашение с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) по проекту "Улучшение системы управления твердыми бытовыми отходами в городе Бишкеке". Проект должен капитально реформировать систему борьбы муниципалитета с бытовым мусором. Ожидается, что произойдет совершенствование процесса управления твердыми бытовыми отходами в Бишкеке, улучшатся сортировка ТБО для переработки и захоронение не подлежащего переработке мусора, а также рекультивация старой и создание новой городской свалки.
Советник по экологии и управлению ТБО компании "Экогород" Павел Видищев в интервью Sputnik высказал свое мнение по поводу внедрения инициатив ЕБРР.
— Павел, как вы считаете, нужен ли нам данный проект?
— Что еще не успевают делать работники МП "Тазалык" для того, чтобы ситуация в этой сфере стала приемлемой?
— Вот вы знаете, что летом по санитарным правилам надо два раза в месяц мыть мусорные баки и площадки, мыть с хлоркой, обеззараживать, а у нас это даже раз в год не делается. Я сам работал в санитарно-экологической инспекции и прекрасно знаю, что и как это происходит, а вернее, не происходит.
— Что необходимо для того, чтобы коммунальщики начали работать эффективно?
— Например, норма отходов, которую необходимо пересчитать. Она до сих пор не пересчитана в сторону увеличения, а ведь сильно увеличилась. Это ведет к тому, что и баков ставят гораздо меньше, чем нужно для района, и вывозят реже, ну и соответственно плата тоже рассчитывается по норме образования. То есть и денег, нужных на нормальную организацию вывоза и подбора, не собирают в достаточном объеме.
— С вашей точки зрения, какая проблема является главной причиной "мусорных улиц" Бишкека?
— Ситуация, когда мэрия является и заказчиком, и через "Тазылык" также и исполнителем, — это проблемное поле, то есть системная проблема. Сами понимаете, что невозможно самому себя полностью и жестко контролировать. Муниципалитет должен только контролировать, а выполнять заказ — другие структуры. Услуги по саночистке и вывозу ТБО должны быть в конкурентном поле, надо отказаться от исполнителя-монополиста. К примеру, в соседнем Алматы в сфере уборки ТБО работает около сотни частных предприятий: 70 из них вывозят мусор, 30 занимаются переработкой отходов. Мэрия Алматы выставляет участки на тендер и контролирует соблюдение тендерных условий через экологическую полицию. Знаете, как, к примеру, Германия достигла дисциплины в сортировке мусора самими жителями? У них огромные штрафы, и "мусорная полиция" очень много штрафов взымает, даже спонсирует другие полицейские подразделения. У нас и штрафы низкие, и система взымания пробуксовывает.
— А были ли в КР удачные примеры такого вида взаимодействия между заказчиком и исполнителем?
— Отличным примером может стать Кантский комбинат коммунального хозяйства. И Кант, в отличие от столицы, — очень чистый город. Кстати, очень чисто и в Хайдаркане, где ОАО "Коммунальщик" привлекает частных лиц для вывоза мусора и уборки территорий.
Сейчас ситуация мало-помалу исправляется, но именно столице надо максимально широко создавать конкурентную среду, и тогда мы получим чистый город.