БИШКЕК, 19 фев — Sputnik. Директор центра начального и среднего образования Кыргызской академии образования Исак Бекбоев рассказал корреспонденту Sputnik о проектах по сокращению недельных часов преподавания многих предметов в школах.
В конце 2011 года было указание премьера Омурбека Бабанова, и к 2012-му мы разработали эту программу. Базисный учебный план в 2012-2013 учебном году был разработан в соответствии с постановлением правительства от 23 марта 2012-го. По-моему, постановление называлось "О поэтапном сокращении школьной учебной нагрузки в общеобразовательных организациях КР" с целью снижения учебной нагрузки и сохранения здоровья школьников.
Под этим соусом нам подали сокращение недельных часов. Согласно этому постановлению, Министерство образования дало команду Кыргызской академии образования разработать новый сокращенный вариант учебного плана.
В результате общее количество недельных часов по математике с первого по 11-й класс уменьшилось с 57 до 52. А по естественнонаучным предметам — с 51 до 46 часов.
Но, несмотря на довольно сильное сокращение, это был только первый этап. 21 июля 2014 года опубликован новый, последний вариант государственного стандарта образования. Минобразования дало команду разработать соответствующие предметные стандарты, начиная с первого класса, и нами был разработан этот проект нового варианта учебного плана. И здесь опять предусматривалось сокращение.
Конечно, основной причиной для данного шага является недостаточность средств. На первом этапе за полгода в республике было сэкономлено 1 миллион 700 тысяч сомов. Однако, сэкономив несколько миллионов сегодня, мы сможем потерять миллиарды через 10-15 лет.
Несмотря на это, мы то и дело идем на пути сокращения в образовательном процессе. Мое личное мнение: по сути, этим мы превращаем школьников в "манкуртов". Одно только утешение: это только проект. И его ни в коем случае в ближайшие годы нельзя вводить массово в учебные заведения. Предварительно надо это сделать в нескольких, например, в 30-40 школах, в качестве пилотного проекта и попробовать минимум в течение двух-трех учебных годов. И по итогам принимать решение, чтобы с уверенностью сказать "нельзя" или "можно, но при таких условиях".
Мой непрерывный 63-летний стаж работы позволяет сказать: нам нужно было постараться сохранить то, что было наработано, накоплено годами. Надо было изучать методы сокращения в других странах, но и в этом случае принимать во внимание то, что у них совершенно другие условия обучения.
Также нужно отметить, что именно из-за сокращения множество профессионалов ушли из образования. Не секрет, что в сельских школах математику или другие предметы преподают кому не лень: бухгалтеры, бригадиры и т.д. Люди, не имеющие понятия о работе с учениками, методиках и педагогике, у которых нет желания глубоко изучать этот вопрос.
Наша страна сейчас вливается в большой интеграционный процесс. С вступлением в Евразийский экономический союз кардинально меняются приоритеты.
Хочется подчеркнуть, что при этом обсуждаются широкие аспекты деятельности страны, но ни одного вопроса по образованию. Я считаю, что соответствия уровня образования в государствах ЕАЭС пока нет, и в этом направлении необходимо проводить огромную работу. Тем более Кыргызстан взял другой ориентир, отличный от проамериканского образа.