На примере судеб народных избранников невольно стал прослеживаться портрет всего советского общества военной поры, которое в основе своей было настроено на сокрушительный отпор ненавистному врагу. Депутаты той поры не отличались какой-то особой исключительностью, хотя право быть впереди, опять же в основе своей, использовали по назначению.
После окончания Великой Отечественной войны в 1946 году была проведена проверка депутатских "потерь" за годы, прошедшие с момента выборов. Оказалось, что из рядов Верховного Совета за восемь лет выбыло 57 человек. Каждый пятый, то есть 11 депутатов, был репрессирован. Среди них известная личность, непосредственно причастная к репрессиям, — депутат и нарком внутренних дел СССР Николай Ежов. Здесь нужно заметить, что практика, когда руководители советского государства избирались в законодательные органы союзных республик, была нормой того времени.
Но главное не в этом. Примечательна другая сторона: в борьбе с врагами народа Верховный Совет Киргизской ССР первого созыва, точнее сказать, его президиум, проявил верность принципам товарищества, чуткость и бесстрашие.
5 ноября 1938 года генеральный прокурор СССР Андрей Вышинский направил в президиум Верховного Совета Киргизской ССР гневное требование об отмене парламентского постановления от 10 сентября того же года о незаконности ареста с санкции прокурора Киргизской ССР депутата Ивана Венедиктовича Блинкова, "разоблаченного как враг народа".
Постановление Верховного Совета возымело действие. Иван Блинков вскоре вышел на свободу и продолжил исполнять свои депутатские обязанности, нисколько не снизив свою деловую активность.
В декабре 1941 года он — инструктор ЦК компартии Киргизии — направляется на фронт. Боевой путь "бывшего" врага народа пролегал через Южный, Донской, Сталинградский, Первый Украинский фронты. За три с половиной года "своей" войны он был ранен, дважды контужен. В боевых документах говорилось о том, как "товарищ Блинков, будучи раненным, не ушел с поля боя", как "поддерживал наступательный порыв", что его действия дали "возможность полку первому ворваться в городе Ровно".
В сентябре 1944 года заместитель председателя президиума Верховного Совета Киргизской ССР Сергей Петрович Шульгин обратился к народному комиссару внутренних дел СССР Лаврентию Берии с просьбой о содействии в освобождении депутата Сыдыка Исламова и возвращении его в действующую армию. С 1942-го Исламов на фронте — участвовал в Сталинградской и Курской битвах. "За заботу о личном составе в период боевых действий", а также за его воспитание старшина противотанковой батареи 552-го истребительно-противотанкового полка Сыдык Исламов был награжден медалью "За боевые заслуги". Казалось бы, герой, но после выхода в декабре 1943 года указа президиума Верховного Совета СССР "О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР" Исламов — калмык по национальности — был отозван с фронта и направлен на строительство ГЭС в Пермской области.
В письме Шульгин сообщал об образцовом исполнении Исламовым своих депутатских обязанностей. Избранный в Верховный Совет как рабочий-стахановец, что благодаря ему многое сделано для города Балыкчи и избирателей.
В октябре 1944 года, то есть спустя месяц после обращения Верховного Совета, из НКВД СССР поступил ответ, в котором до сведения президиума Верховного Совета Киргизской ССР доводилось, что Исламов "демобилизован из строительной колонны и 17 октября 1944-го направлен в распоряжение штаба Уральского военного округа".
Сыдык Исламов после окончания войны вернулся в родные края, работал техноруком промартели "Пятилетка" в Пржевальске, пользовался уважением. До последних дней своей жизни герой рассказывал о дружбе, которая побеждала в дни войны и в которую он искренне верил. Ивану Блинкову сделать это не удалось.
20 апреля 1945 года заместитель командира 31-го кавалерийского полка восьмой гвардейской кавалерийской дивизии по политической части гвардии подполковник Иван Блинков, к тому моменту носивший на груди два ордена Красного Знамени, находясь в рядах наступающего эскадрона, погиб в ходе Венской операции при освобождении населенного пункта Тиковины. Депутат-замполит за личную храбрость и отвагу, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
Всего лишь несколько штрихов к депутатскому портрету, но, согласитесь, они лучшим образом свидетельствуют, что слово тоже требует мужества, а победа всегда за теми, у кого правда.