БИШКЕК, 4 мар — Sputnik. Министерство энергетики и промышленности Кыргызстана заявляет о том, что при реализации инвестиционных проектов, в том числе по проекту "Строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС", возникает ряд проблемных вопросов. Такая информация появилась в материалах коллегии ведомства, размещенных на официальном портале наблюдательного совета Минпромэнерго.
По их мнению, также отсутствуют корпоративное равенство между партнерами при реализации проекта и какая-либо инициатива совета директоров ЗАО от кыргызской стороны.
"Кроме того, из-за безынициативности членов совета директоров совместного предприятия от кыргызской стороны отсутствуют представители Кыргызстана в составе ревизионной комиссии ЗАО "Верхне-Нарынские ГЭС", — заявляет Минпромэнерго.
Ведомство считает, что была проведена несвоевременная экспертиза по всем руководящим документам, касающимся корпоративного взаимоотношения между акционерами ЗАО, на соответствие законодательства КР.
"Также был заключен невыгодный контракт с ОАО "ЭСКО ЕЭС" (Россия). Решение о прекращении контракта на генеральный подряд с данной компанией принималось на уровне правительства Кыргызской Республики", — сообщает министерство.
ОАО "ЭСКО" (100-процентная дочерняя компания ОАО "РусГидро") одновременно с контрактом на генеральный подряд строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС также выполняет функции генерального подрядчика на строительстве и реконструкции ряда гидроэлектростанций в России.
Руководство ЗАО "Верхне-Нарынские ГЭС" прокомментировало Sputnik замечания, высказанные Министерством энергетики и промышленности относительно деятельности совместного предприятия.
По словам председателя правления ЗАО Игоря Горбенко, данные замечания не касаются непосредственной деятельности совместного предприятия, а затрагивают уровень взаимоотношения акционеров и порядок принятия решений советом директоров общества.
"Подобные вопросы полностью в компетенции тех структур, которые определены в межправительственном кыргызско-российском соглашении. От кыргызской стороны это ОАО "Электрические станции" (уполномоченная организация) и Министерство энергетики и промышленности (компетентный орган). На ведомство возложена координация работы по реализации проекта от КР. Министерство в рамках своих полномочий контролирует ситуацию и высказывает пожелания по решению тех или иных вопросов, неизбежно возникающих в ходе реализации столь сложного, масштабного и, без преувеличения, уникального проекта. В дальнейшем эти пожелания реализуются через решения акционеров и совета директоров совместного предприятия. Это нормальный рабочий процесс, идущий в постоянном режиме", — подчеркнул Горбенко.
Он отметил, что внутренние документы общества принимаются на совете директоров совместного предприятия.
"Если какой-либо принятый документ общества, по мнению НС министерства, не вполне юридически корректен, то всегда есть возможность исправить ситуацию и вынести вопрос на общее собрание акционеров. Это нормальная практика корпоративных взаимоотношений. Мы стремимся к максимальной прозрачности и юридической безупречности нашей работы и всегда готовы в рабочем порядке обсудить все возникшие вопросы", — заметил председатель правления.
Он сказал, что корпоративное равенство между партнерами на данном этапе реализации проекта не может быть достигнуто, поскольку в совете директоров и правлении общества по межправительственному соглашению уже заложено неравенство — из пяти членов правления и совета директоров СП по три человека представляют российскую сторону. Такое положение будет сохраняться до момента полной окупаемости проекта.
"В то же время российская сторона всегда прислушивается к мнению и аргументам кыргызской стороны, что находит свое отражение в принятых решениях", — добавил председатель правления ЗАО "Верхне-Нарынские ГЭС".
В компании также пояснили, что представитель Кыргызстана в ревизионной комиссии на данный момент действительно отсутствует. Это связано с несвоевременным выдвижением кандидата. Возникшую ситуацию легко решить в рамках корпоративной системы управления — обращения акционера на включение рассмотрения вопроса на внеочередном собрании акционеров.
ЗАО также отмечает, что вопрос несвоевременного проведения экспертиз по документам корпоративного взаимоотношения между акционерами совместного предприятия чисто технический и легко решаемый.
"Мы ждем предложений от кыргызской стороны по внесению изменений в документы, после чего стороны в рамках собрания акционеров и совета директоров примут необходимые решения", — проинформировал Горбенко.
В ответ на претензию о невыгодном контракте компания заявляет, что контракт с ОАО "ЭСКО ЕЭС" (крупнейшей российской компанией в области гидроэнергетического строительства) был заключен на основании решения годового собрания акционеров.
"В связи с тем, что данная компания является 100-процентной дочкой ОАО "РусГидро", российская сторона не голосовала, решение о заключении с "ЭСКО ЕЭС" контракта на генеральный подряд было принято на основании голосования кыргызской стороны. В последующем кыргызская сторона выступила инициатором по расторжению контракта, высказав пожелание, чтобы строительство каскада осуществлялось преимущественно кыргызскими компаниями. На внеочередном собрании акционеров это решение было принято, российская сторона в строгом соответствии с законом также не голосовала", — подчеркнул председатель правления.
Он заявил, что данные вопросы, носящие технический характер, не влияют на сроки строительства и решаются в рабочем порядке.
"Намного более важным вопросом, требующим скорейшего решения, является отвод кыргызской стороной необходимых для строительства каскада ГЭС земель. На сегодня отведено лишь 550 из 3 тысяч 30 гектаров, что создает серьезные сложности для скорейшей реализации проекта", — заключил Горбенко.
ЗАО "Верхне-Нарынские ГЭС" является непосредственным оператором проекта строительства одноименного каскада. Доли в уставном капитале общества разделены в паритетном порядке между ОАО "РусГидро" и ОАО "Электрические станции". Проект строительства каскада реализуется в соответствии с межправительственным соглашением, подписанным 20 сентября 2012 года.
Каскад, состоящий из четырех ГЭС общей мощностью 237,7 мегаватта, не будет оказывать влияния на водный режим реки и не затронет интересы Узбекистана и Казахстана, находящихся ниже по течению. Площади затопляемых земель минимальны, переселения населения не потребуется.