БИШКЕК, 5 мар — Sputnik. Депутаты Жогорку Кенеша от фракции "Ата-Журт" Абдымиталип Кочкорбаев и Надира Нарматова предлагают внести изменения в Семейный кодекс Кыргызстана, предложив брачующимся заключать брачные контракты на добровольной основе.
В справке-обосновании к законопроекту говорится, что данная инициатива может оградить от многих проблем и свести к минимуму материальные потери супругов. В случае отказа одного из супругов брачный договор не заключается. Отказ выражается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Нарматова пояснила корреспонденту Sputnik, что в большинстве цивилизованных и весьма развитых государств брачный договор воспринимается не только как нечто вполне естественное, но и как нечто жизненно необходимое, так как все нормы брачного договора направлены на защиту прав и законных интересов человека на все случаи жизни.
"В Кыргызстане не принято подписывать брачный договор. Но есть вероятность того, что это может привести к разногласиям в семье. По статистике, в стране распадается каждый пятый брак, естественно, возникает вопрос о разделе имущества супругов. Вовремя заключенный брачный договор решит многие проблемы, связанные с имущественными правами супругов", — отметила нардеп.
Директор адвокатского центра "Лига.kg" Александр Гайворонский считает, что данный законопроект невозможно применить на практике в Кыргызстане.
"В республике брачные контракты заключаются очень и очень редко, примерно 1-2 процента от всех регистраций брака. Брачные контракты в КР по законодательству и на практике регулируют брачные отношения в части раздела имущества между супругами, но не в части того, что останется детям после развода родителей. Причем брачные договоры подписываются уже постфактум, то есть после того, как приобретается какая-либо недвижимость. Начинаются трения между супругами, и только потом заключается брачный договор. И, как правило, по требованию мужской половины человечества", — сказал адвокат.
Он заметил, что в государстве многие люди "даже не заключают трудовые договоры".
"Это зарубежная практика, когда люди, вступающие в брак, имеют какое-либо имущество за душой и регулируют имущественные отношения в случае расторжения брака. Брачные контракты в Кыргызстане же заключают только тогда, когда возникают конфликтные ситуации вплоть до расторжения брака", — подчеркнул Гайворонский.
По мнению экс-муфтия КР Чубака ажы Жалилова, исламская религия не запрещает заключать брачный контракт.
"Если даже контракт не заключен, то по шариату на стороны сразу после заключения брака налагаются брачные обязательства. Однако в нашей стране из-за того, что не выполняются очевидные вещи, которые прописаны в шариате, было бы хорошо все это закрепить контрактом. Например, в государствах, живущих по шариату, все исполняется и без брачных контрактов", — рассказал бывший муфтий.
По мнению психолога Айгуль Кызылаковой, данный законопроект поможет обезопасить в первую очередь женщин от имущественных потерь.
"Мужчины, вступая в брак, оформляют свое имущество на своих родственников, то есть изначально пытаются себя обезопасить, уже думая о разводе. В моей практике был случай, когда женщина в 30 лет вышла замуж, у нее была своя двухкомнатная квартира. После свадьбы она родила, муж предложил продать квартиру и купить на эти деньги машину и маленький дом, она согласилась. Супруг купил дом и оформил его на свою маму, а машину — на брата. После чего он стал ее избивать, и она вынуждена была уйти от него ни с чем", — сообщила психолог.
Согласно Семейному кодексу КР, брачным договором признается соглашение супругов или лиц, вступающих в брак, определяющее их имущественные права и обязанности в браке или в случае его расторжения.
В справке-обосновании к законопроекту отмечается, что брачный контракт не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.