БИШКЕК, 23 мар — Sputnik. 23 марта общенациональная газета "Слово Кыргызстана" отмечает свое 90-летие. Современное название издание получило в феврале 1991 года. Сейчас газета издается дважды в неделю тиражом 6 тысяч экземпляров. Пятничное приложение "В конце недели" имеет тираж 20 тысяч экземпляров.
Редакция Sputnik собрала воспоминания сотрудников газеты, связанные с работой в издании.
Дмитрий Ащеулов, обозреватель:
— Я работаю в газете больше десяти лет, она стала для меня вторым домом. Запоминается очень многое, потому что журналистика такая профессия, которая позволяет встречать каждый день множество интереснейших людей. Особенно впечатляют встречи со старшим поколением, которое знает столько всего интересного. Лично у меня в памяти крепко засел рассказ профессора Шерстюка, который преподавал в БГУ. Он рассказал о своей книге — воспоминаниях простого солдата в ВОВ. Не генерала, не офицера, а обычного человека. Профессор рассказывал о первых днях того страшного времени, когда простые люди, попав на фронт, учились воевать, преодолевать трудности, страх перед врагом. Меня поразил его рассказ о том, как мог меняться человек в военных условиях, избавляясь от человеческих ценностей и морали, целясь только на победу.
Александр Шепеленко, заведующий отделом информации:
— 1 сентября исполнится уже 40 лет, как я работаю в этой газете. Я выпускник МГУ, вместе с тремя однокурсниками был назначен по распределению сюда. Из всех до Фрунзе добрался только я. Меня принимал заместитель главного редактора Николай Погожин по прозвищу Дядя, или Розовый слон. Он отправил меня на ночь в гостиницу, в которой не оказалось мест. Мне пришлось ночевать на вокзале, где меня встретил милиционер. Узнав о том, что я, москвич, остался без ночлега, посоветовал один адрес, где за рубль можно переночевать. Я пришел туда, в комнате было три узбека, и четвертая раскладушка предназначалась мне. Заплатив рубль, я переночевал. И, уже выходя с утра, увидел, что это была комната матери и ребенка.
В 70-х годах меня и фотографа отправили на конезавод в Таласской области, а там съемочная группа из ГДР снимала фильм. Они требовали, чтобы местный старик показал, как набрасывается лассо на шею лошади. Для этого надо разогнать табун лошадей. И мы наблюдаем эту картину, а табун несется на нас. Я с фотографом присел моментально на корточки и уже начал прощаться с жизнью. Однако лошади оказались умными животными и обежали нас вокруг. Но киношникам потребовался еще один дубль сразу же, и лошади побежали вновь. Мы даже не успели отбежать в сторону, и вновь нам пришлось пропустить через себя этот несущийся табун. Такое никогда не забывается.
Тамара Нешкумай, шеф-редактор:
— Я работала в газете "Комсомолец Киргизии", и "Слово" присматривало для себя молодые кадры именно в нашей редакции. В середине 80-х поступило предложение работать в этой газете, но я сдрейфила работать среди таких мэтров, как Надежда Рябова, Александр Шепеленко, Евгений Мануйлов, Элла Таранова. Однако в 1997 году я все же пришла сюда работать. А сейчас пришло осознание того, что уже без этой газеты вообще не смогу жить. Я больше всего люблю писать о людях. Для того чтобы получился материал, надо влюбиться в этого человека, и тогда все получится на одном дыхании. У меня в памяти цепко держится история о девушке, которая в 23 года работает на стройке, и у нее нет вообще никаких документов. Для советского времени это совершенно невообразимо. При этом девушка училась, жила в интернате и не получила документов. В шесть лет ее бросила мама в церкви. В течение полугода я обивала пороги, и наконец-то удалось выправить ей документы. Она меня назвала своей мамой. К сожалению, мы не общаемся, потому что моя сиротка уехала в Россию.
Кифаят Аскерова, шеф-редактор:
— Благодаря газете мне удалось познакомиться с удивительной страной — Кыргызстаном. Я приехала из Казахстана, и почти сразу же мне предложили отправиться в командировку вокруг Иссык-Куля якобы для осмотра производственных предприятий. Дело было в начале сентября. Я надела длинную юбку, обувь на платформе и свитерочек. Но, как оказалось, местный аким хотел нам показать вариант дороги, которая может соединить КР и Китай более коротким путем, нежели сейчас.
По прибытии в Каракол мы отправились по этой узенькой дорожке на границу с КНР в старом уазике, в котором трясло так сильно, что помню до сих пор. Вдобавок нам пришлось ночевать на джайлоо, где нет света и воды, а потом еще дальше ехать в горы. За все время я побывала и в лете, и в зиме, и в весне. Когда мы добрались до конечной точки нашего пути, перед нами предстала удивительная картина: нежно-розовые горы со снежными вершинами и бесконечное небо. Именно ради таких моментов и стоит работать!