БИШКЕК, 26 мар — Sputnik. Народный писатель и драматург Мар Байджиев считает, что в условиях глобализации кыргызский народ должен оставаться целостной нацией. Отмечающий в эти дни свое 80-летие писатель поделился с корреспондентом Sputnik мыслями о важности единства в государстве и необходимости разъяснения молодежи национальных ценностей.
— Позвольте поздравить вас с юбилеем! На днях абхазским любителям театрального искусства была представлена ваша пьеса "В субботу вечером". Что вы скажете об этом?
— Пьесу "В субботу вечером" я написал довольно давно. Впервые ее поставили на сцене Кыргызского академического театра имени Токтоболота Абдымомунова еще в 80-е годы прошлого века.
В этой трагикомедии отражены свойственные нашей жизни аспекты. Пьеса описывает трагедию нашего быта, когда торжественная свадебная церемония сопровождается выяснениями отношений вроде "ты мне, я тебе, я принесу столько-то, а ты столько", и при этом напрочь забывают о судьбе самих молодоженов. Я писал это, высмеивая пустую трату средств и сил.
Пьесу поставили в Узбекистане, в Казахстане ее поставили на сцене Уйгурского театра, произведение ведь передается языком юмора, и неважно, на каком языке. Я думал, что другим народам будут непонятны наша трагедия, наш юмор, а оказалось, наоборот. Я очень рад, услышав от вас, что комедию поставили в далекой Абхазии, и очень благодарен им. Как филолог могу отметить, что абхазский язык не относится к тюркским языкам, однако и они посчитали тему произведения очень актуальной. Это очень интересно.
В прошлом году ко мне обратились с просьбой переделать произведение, сделать своеобразный "ремикс". Как выразился постановщик — "очень соответствует сегодняшнему дню, хотели бы поставить на сцене, ведь чудачеств стало еще больше". Сейчас так много случаев, когда на фоне всяких состязаний "кто как провел той", "кому сколько конвертов дали", "кому какой "устукан" (кусок вареного мяса, распределяемый в соответствии с авторитетом и рангом гостей — прим. пер.) достался" и т.п. совершенно забывают о самих молодых — виновниках торжества.
Это настоящая трагедия нашей с вами современности. Пьесу переписали заново и в прошлом сезоне подарили зрителям. Кстати, по этому произведению снимается фильм, и он уже на стадии завершения.
— Художественная литература может оказать сильное воздействие на общество. Создаются ли сейчас произведения, которые могут сформировать национальные ценности у подрастающего поколения?
— Совершенно верно, влияние творчества велико, но в разное время оно разное. Например, на заре Советского Союза формировалась наша профессиональная литература, в первых рядах которой стояли Сыдык Карачев, Касым Тыныстанов и др. Постепенно большевистская партия на творчество распространила политику правительства и партии, и это тоже было неплохо. Однако то время уже прошло.
Как бы там ни было, но в тот период создавались произведения, отражающие правдивую жизнь человека, его трагедию, и их читал народ.
Сейчас же все по-другому. Но пока, к сожалению, об этом никто не задумывается. Молодежь не читает книг, практически не смотрит телевизор, все возятся с тем, что у них в руках (мобильные телефоны, Интернет — ред.), да и работают с их помощью.
Поэтому сейчас нужно менять способ общения с молодежью. Переводить, адаптировать ценности на понятный для них уровень для того, чтобы подрастающее поколение знало то, что является духовной составляющей нации.
— Насколько важно в этом направлении принятие мер, направленных на защиту государственных интересов?
— Учитывая нынешние условия, используя достижения науки и техники, необходимо дать понятие о ценности единства и непрерывно говорить об этом.
Раньше, например, исполнение "Манаса" содержало в себе определенную пропаганду, идеологию единения. Поскольку мой отец занимался вопросами эпоса (ученый, манасовед Ташым Байджиев — ред.), мне довелось увидеть выдающихся сказителей "Манаса" — Шапака Рысмендеева, Саякбая Каралаева.
В этом и есть величие "Манаса". В нем говорится: "Эй, кыргызы, держитесь всегда вместе, разделившись, вы сами себя отдадите на съедение волкам, и другие будут смеяться над тем, что кыргызы разбежались, не придя к согласию". Если тогда речь шла о племенах бугу, сарбагыш, ичкилик, тышкылык, саяк и других, которых эпос призывал к единству, то сейчас это призыв не разделять общество на разные партии и другие группы.
Сейчас над нами кружат "падальщики" и волки вроде Америки и других западных стран. Есть ли среди них хоть кто-нибудь, призывающий нас к единству? А наши депутаты, которым доверился народ, только и делают, что воюют за власть. Нет все-таки политики и идеи, объединяющей наш народ.
— Сейчас в условиях глобализации кажется, что кыргызское общество и кыргызский народ все еще не нашли своего пути.
— Как вы думаете, не идут ли у нас такие же попытки разделения?
— Такое явление идет как извне, так и внутри нас самих. Есть те, которые пытаются воспользоваться завистью и ревностью других для достижения своих целей.
Должна вестись государственная политика, и нам нужен государственный секретарь, который бы занимался идеологией государства. Почему упразднили эту должность? Ведь он занимался идеологией и вел работу со СМИ и другими.
Один лишь пример: сейчас все, кому не лень, говорят о Таможенном союзе и ЕАЭС, но все по-разному. А нужно было через государственные телеканалы, прессу основательно и массированно разъяснить народу необходимость вступления в этот союз, открыто объяснить, что ждет нас в составе объединения и без него. Это требование времени.
— В чем, по-вашему, особенность кыргызов как нации?
— Мы быстро впитываем в себя все новое, что происходит в жизни, и тут же создаем свои правила, чтобы с этим новым жить. Есть еще одно удивительное качество кыргызов — детская доверчивость. Кыргызы очень доверчивы и в какой-то мере ведут себя как дети. Мы во все верим безоговорочно. Но если вдруг это доверие не оправдается, то тут же готовы уничтожить обманщика или убить себя. Помните, как Манас доверился Алмамбету, затеял Великий поход, а затем одного за другим потерял своих близких людей?
Слова "Чубак не хуже Манаса" (устойчивое выражение в кыргызском языке, указывающее на соперничество тому, кто явно выше или лучше — пер.) свойственны недостойному человеку. Это признак слабости перед собственными тщеславием и завистью. Конечно, "слабый" Чубак не может равняться герою, ведь у него не было таких величия и великодушия, которыми одарил Бог Манаса.
Например, на президентских выборах выдвигают свою кандидатуру около 50 человек, но лишь одному Богу известно, что у каждого из них за душой. Наших лидеров нужно выбирать из достойных людей, а не из кучки самодовольных лиц. Такое наше поведение ни к чему хорошему не приведет.