БИШКЕК, 25 апр — Sputnik. В честь 70-летия Великой Победы агентство Sputnik предлагает серию статей — воспоминания детей Кыргызстана, переживших годы войны.
"Во время войны сын активиста колхоза носил моего папу в школу на своей спине", — рассказывает Тынаркуль Рыскулова.
По ее словам, ее отец Шейше Рыскулов родился в 1932 году в селе Саруу Иссык-Кульской области, и день начала войны для него был трагичен вдвойне.
"Мой отец умер в ночь с 21 на 22 июня 1941-го. Он был очень спокойным и миролюбивым человеком. Кажется, бог не хотел, чтобы он видел то, что пережил народ последующие несколько лет", — вспоминает слова отца Рыскулова.
По словам ее отца, тогда девятилетнего мальчишки, его самый старший брат ушел в армию еще до начала войны, а на фронт уже оттуда.
"Я учился в школе, но, несмотря на все трудности, ее не закрывали. Вместе с взрослыми с весны работали на поле, зимой ухаживали за скотом. Но успевали и в снежки поиграть, и на санках самодельных покататься. Это было самое сложное время года для всех: жизнь впроголодь становилась еще труднее из-за холода. Я ведь из семьи "раскулаченных", и жили мы очень бедно", — цитирует слова отца Рыскулова.
Папа часто вспоминал, отметила она, что с началом войны его семье стало еще тяжелее, и первую зиму войны он встретил без ботинок. Мама из старых вещей смастерила ему что-то вроде лаптей, но их надолго не хватило, и посещение школы оказалось под угрозой.
По его словам, у сына активиста колхоза и его друга Жапара были хорошие ботинки, и несколько дней он доносил его до школы на своей спине.
"Я был намного крупнее, и ему было очень тяжело. Поэтому он предложил ходить в школу в его ботинках по очереди. Но нам обоим хотелось ходить на уроки, да мамы наши не были в восторге от этой затеи. Тогда Жапар придумал другое: он каждое утро приходил ко мне домой в своих ботинках, снимал и оставлял их у нас дома, затем мы клали свои шерстяные носки в карманы и босиком по снегу, бегом без остановки мчались в школу", — рассказывал отец.
Село, в котором жил отец, очень большое, поясняет Рыскулова, и он жил на самой дальней верхней улице, а его друг Жапар на центральной.
До школы можно было добежать примерно минут за 15. Уже в коридоре надевали свои залатанные носки и, немного отдышавшись, счастливые заходили в класс.
Папа рассказывал, вспоминает Рыскулова, что от таких пробежек по снегу ноги потом еще долго "горели". Вечером возвращались домой таким же способом, и Жапар обувал свои ботинки и возвращался к себе.
"Это было счастливое время, несмотря ни на что. Детство же…", — говорил отец Рыскуловой.
Папа, всегда смеясь, рассказывал, что в школе много было последовавших их дружескому примеру, ведь босоногим тогда он был не один.
Всего с ноября 1941 по 1944 год кыргызстанцы отправили 195 вагонов помощи. Воинам-фронтовикам было отправлено по почте 38 тысяч индивидуальных посылок — подарков.
Общая сумма поступивших от населения Киргизской ССР с начала войны по 1 января 1945-го денежных средств на строительство боевой техники составила 186 тысяч 26 рублей и 76,5 килограмма золота и серебра.
В 1942 году накануне контрнаступления Красной Армии под Сталинградом воинам-танкистам была вручена танковая колонна "Советский Киргизстан".