БИШКЕК, 5 мая — Sputnik. Спикер легендарного парламента Медеткан Шеримкулов выразил несогласие с возможностью внесения поправок в Конституцию вопреки принятому мораторию.
В день принятия Основного закона 5 мая торага первого парламента независимого Кыргызстана ответил на вопросы корреспондента Sputnik.
— В мае 1993 года парламент принял первую Конституцию. С позиции сегодняшнего дня расскажите, какие сложности пришлось преодолеть?
В конце 80-х и начале 90-х была очень сложная ситуация, связанная с развалом СССР. Советский Союз можно было сохранить, и для этого были возможности. По крайней мере, мы, руководители КР, в 90-е годы сделали все для того, чтобы государство оставалось целостным. Исанов, Акаев, я и весь депутатский корпус из 350 депутатов готовы были подписать новое союзное соглашение, но вопреки всему это не получилось.
10 апреля 1990 года состоялось первое заседание нового парламента. К этому времени уже был подготовлен проект главы Основного закона о президенте. В соседних странах уже готовились к принятию института главы государства, а в Узбекистане Каримов уже был президентом. Парламент по настоянию Масалиева отложил принятие этой главы, и мы одни из последних выбрали себе президента. Правда, в отличие от соседей, у нас им стал не партийный номенклатурщик, а ученый.
15 декабря 1990-го я, будучи председателем парламента, и депутатский корпус, который к чести моих коллег вошел в историю Кыргызстана как легендарный, приняли декларацию суверенитета.
Этим документом мы заявили, что мы образуем Кыргызскую Республику и отказываемся от аббревиатуры Киргизская ССР. Сейчас появляются споры о том, что в 1990 году мы назвались Республикой Кыргызстан. Вношу ясность: полное первое название, которое было принято, — именно Кыргыз Республикасы, а не Республика Кыргызстан.
Мы долго спорили, потому что в дипломатии есть трудности перевода, и многим показалось, что перевод будет означать, что республика принадлежит только кыргызам. Для обсуждения привлекалась масса переводчиков и филологов, и мы сошлись на консенсусе, что в русской версии будет звучать Республика Кыргызстан, и 31 августа 1991-го была провозглашена новая декларация независимости.
В одном из пунктов декларации была указана необходимость составления новой Конституции, и эту обязанность на себя взял парламент. На основе декларации независимости был разработан наш первый Основной закон.
Будучи первым секретарем ЦК в 1990-м, я поручил группе людей, ученых, юристов работу над поправками в Конституцию Киргизской ССР.
Вместе с учеными мы разработали концепцию, а затем начали составлять Основной закон, проект которого был трижды вынесен на суд общественности. С января по март 1993 года проходили общественные дискуссии, в которых приняли участие более миллиона граждан Кыргызстана, и поистине эту Конституцию можно назвать народной.
После общественных слушаний 5 мая депутаты приняли Основной закон, который состоял из восьми разделов и 97 статей. Он был удостоен хорошей оценки со стороны парламентов других стран и международных организаций и был признан мировым сообществом "демократическим".
— Вы являетесь отцом-основателем первой Конституции. Как вы относитесь к последующим трактовкам Основного закона, в частности к поправкам, которые инициируются сегодня?
— Вообще, я отрицательно отношусь к изменениям, сделанным в угоду чьих-то интересов, и всегда открыто выражал свое мнение. Что касается Конституции 2010 года, то мне непонятно, почему принятое решение до 2020-го не менять Основной закон пытаются обойти.
Представители партий буквально за три-четыре месяца до конца своего срока в какой-то спешке начинают вести разговор о необходимости изменений в Конституцию и ищут какие-то лазейки для этого.
Некоторые депутаты сейчас говорят о внесении небольших поправок и начинают успокаивать общественное мнение тем, что изменения будут небольшие, но забывают о том, что даже одно изменение — это уже нарушение моратория.
Также говорят о том, что при поправках не затрагиваются права президента и нет усиления его власти, а есть только улучшение и усиление прав премьера и правительства.
Но возникает вопрос: если не затрагиваются права президента и парламента, то каким образом можно усилить права правительства? Усиление возможно только при распределении полномочий президента или парламента. Ветви власти определены, и чтобы усилить одно, нужно ослабить другое. Напрашивается вывод: или они сами себя не понимают, или опять хотят обмануть людей. Видимо, за этими изменениями стоят интересы определенного круга лиц, а может быть, определенного лица.
В свете предстоящих парламентских выборов ни в коем случае нельзя проводить изменения, ведь в угоду чьих-то интересов нынешние партии могут пойти на любые изменения для того, чтобы им не мешали на выборах. Поэтому целесообразно оставить обсуждение возможности внесения поправок после выборов, но только после вынесения на широкое обсуждение, для того чтобы была возможность убедиться в том, действительно ли поправки будут способствовать улучшению работы Конституционной палаты, судебных органов и правительства.
— Не секрет, что у вас были натянутые отношения с президентом Аскаром Акаевым. Что вы можете рассказать по этому поводу?
Могу сказать, и это касается и нынешних политиков, что никогда представители разных ветвей власти в полной гармонии не работали. Не хочу останавливаться на этом моменте, тем более он за рубежом, и это его судьба.
— Всем известно, что ваш сын Кунай тоже пытался прийти в политику во время правления Акаева. Каковы сейчас его планы?
— Да, он баллотировался в одном округе с Бермет Акаевой. В свое время я пытался отговорить его от противостояния, предложив баллотироваться в другом округе, однако он сделал свой выбор. Сейчас сын занят своими делами, но, возможно, он примет участие в предстоящих выборах.
— А у вас нет желания поделиться опытом с современными парламентариями?
— В течение последних 15 лет я нахожусь вне участия в определенных выборных процессах. И если в 2000, 2005 и 2010 годах меня не допускали, то надеюсь, что в 2015-м у меня будет возможность принять участие в парламентских выборах.