Корреспондент Sputnik побеседовал о достижениях и недостатках современной кыргызской киноиндустрии с кинорежиссером и сценаристом, руководителем кинокомпании "Тазар" Темиром Бирназаровым.
— За последнее время какие отечественные фильмы, за исключением "Курманджан датки", вы бы отметили?
— Честно говоря, помимо фильмов своих наставников, не было ни одного, который бы мне понравился. Да и качество продукции требует отдельного разговора.
— Как вы смотрите на тенденцию роста количества снимаемых кинокартин?
— Сейчас очень много тех, кто называет себя режиссером. Но, по моему мнению, это не профессия, а талант, так же как у поэта или художника. Обучая всем тонкостям режиссуры, я не могу обучать таланту, фантазии. И если он не заложен природой, то научить практически невозможно. А камера — всего лишь инструмент в руках талантливого человека, для того чтобы снять настоящий кинофильм.
— Тогда кто же создает те фильмы, о которых мы говорим?
— С распадом СССР кино как инструмент идеологии потеряло свою ценность, и киношники начали искать пути выхода из этой ситуации.
Вы знаете, раньше фильмы снимались сначала на пленку, кинокамеру. Затем появилось видео, расширились возможности киносъемок.
Конечно, было много критики, а старшее поколение называло нас "выскочками" и не хотело нас признавать. Однако фильмы рождались, и наши картины были показаны на многих международных фестивалях.
Мы трудились, считая кино настоящим искусством. И таким образом начался новый путь кыргызского кино. И не будет ошибкой сказать, что мы заложили фундамент нового национального кыргызского независимого кино.
— Как бы вы классифицировали фильмы, которые сейчас у нас снимаются?
— С обретением независимости в обществе приняли демократическую систему, началась рыночная экономика. Короче говоря, началась эпоха торговли всем и вся имеющимся в руках для зарабатывания денег.
Потом обычаи и традиции начали превращать в предмет спекуляции. Можно сказать, что после нас киноискусство превратилось в товар.
Раньше были кружки кинолюбителей, которые снимали своих мам, родственников, друзей, местность, где они проживают. Сейчас коммерческие фильмы снимают такие же любители и в попытке заработать денег выносят их на показ. Получают какие-то средства и пытаются продолжить свой бизнес. У этих фильмов обычно простые сюжеты, задействовано множество спецэффектов и техники.
Еще одно направление, которое нацелено на улучшение общества посредством кино. Его цель — научить желающих снимать фильмы о человеческих ценностях, дать им хорошее направление и воспитать так, чтобы они создавали фильмы, которые сделают общество чище, в котором с точки зрения морали идет разлад.
— Какое воздействие имеют на общество фильмы легкого направления?
— Сейчас в наших кинотеатрах распространяются американская, западная идеология и их образ жизни. Например, как только показали популярный корейский фильм, молодежь стала подражать их манере одеваться, их культуре. А поскольку у местных фильмов преследуется лишь одна цель — прибыль, то в них отсутствуют идеологическая направленность и философское содержание. Не могу сказать, что среди коммерческих фильмов нет хороших, есть, но единицы. И, к сожалению, не хватает профессионализма.
Речь идет о подборе национальных фильмов, которые могли бы воспитывать детей. Был составлен список из лучших кинофильмов, содержащих наши традиции, национальные и общечеловеческие ценности. Он и предложен для показа детям, начиная со школьной скамьи, и это помогло бы подрастающему поколению осваивать истинную культуру с раннего возраста.
— Сможет ли современный кинематограф КР подняться до уровня "кыргызского чуда"?
— В советские времена в "Кыргызфильме" снимали по четыре картины в год, сейчас лишь по одной. Для снятия хорошего фильма в Кыргызстане необходимо порядка 100 тысяч долларов и более, но он не окупит себя. Поэтому у нас режиссеры вынуждены ограничиваться бюджетом в 5-10 тысяч.
Мировое лидерство по созданию фильмов принадлежит индийскому Болливуду, а на втором месте — африканский Нолливуд, где за месяц снимают около 200 фильмов. В Кыргызстане снимают меньше, но известный режиссер верит в возрождение "кыргызского чуда".
Документальный фильм о киноиндустрии Нигерии смотрите в специальном проекте "Sputnik.doc"