Темир Бирназаров: сейчас наше кино имеет два вида — товар и искусство

© Sputnik / Нургуль МаксутоваРуководитель кинокомпании "Тазар" Темир Бирназаров. Архивное фото
Руководитель кинокомпании Тазар Темир Бирназаров. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В последнее время в республике появилось множество кинокартин, большинство из которых легкого жанра и преследует коммерческие цели. Несмотря на это, есть и такие фильмы, которые способствуют повышению кыргызского кино и вносят вклад в национальное искусство.

Корреспондент Sputnik побеседовал о достижениях и недостатках современной кыргызской киноиндустрии с кинорежиссером и сценаристом, руководителем кинокомпании "Тазар" Темиром Бирназаровым.

— За последнее время какие отечественные фильмы, за исключением "Курманджан датки", вы бы отметили?

— Честно говоря, помимо фильмов своих наставников, не было ни одного, который бы мне понравился. Да и качество продукции требует отдельного разговора.

— Как вы смотрите на тенденцию роста количества снимаемых кинокартин?

— Сейчас очень много тех, кто называет себя режиссером. Но, по моему мнению, это не профессия, а талант, так же как у поэта или художника. Обучая всем тонкостям режиссуры, я не могу обучать таланту, фантазии. И если он не заложен природой, то научить практически невозможно. А камера — всего лишь инструмент в руках талантливого человека, для того чтобы снять настоящий кинофильм.

— Тогда кто же создает те фильмы, о которых мы говорим?

— С распадом СССР кино как инструмент идеологии потеряло свою ценность, и киношники начали искать пути выхода из этой ситуации.

Вы знаете, раньше фильмы снимались сначала на пленку, кинокамеру. Затем появилось видео, расширились возможности киносъемок.

Режиссер Эрнест Абдыжапаров. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Абдыжапаров: хорошее кино отвлекает от митингов
Тогда фильмы Актана Арым Кубата, Абдыжапара Эгембердиева и мои стали называть "неореализмом" в кыргызском кино. Так как уже не было прежних запретов, которые ограничивали бы направления, мы вышли за прежние рамки, и каждый из нас своим стилем показал обществу протест.

Конечно, было много критики, а старшее поколение называло нас "выскочками" и не хотело нас признавать. Однако фильмы рождались, и наши картины были показаны на многих международных фестивалях.

Мы трудились, считая кино настоящим искусством. И таким образом начался новый путь кыргызского кино. И не будет ошибкой сказать, что мы заложили фундамент нового национального кыргызского независимого кино.

— Как бы вы классифицировали фильмы, которые сейчас у нас снимаются?

— С обретением независимости в обществе приняли демократическую систему, началась рыночная экономика. Короче говоря, началась эпоха торговли всем и вся имеющимся в руках для зарабатывания денег.

Потом обычаи и традиции начали превращать в предмет спекуляции. Можно сказать, что после нас киноискусство превратилось в товар.

Сотрудник Круговой панорамы просматривает кинопленку. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
"Курманджан датка" может войти в архив мировой киноиндустрии
Сегодня наше кино имеет два вида — товар и искусство. Одни картины созданы для духовного мира человека, и это настоящее искусство. А легкие коммерческие фильмы выступают товаром.

Раньше были кружки кинолюбителей, которые снимали своих мам, родственников, друзей, местность, где они проживают. Сейчас коммерческие фильмы снимают такие же любители и в попытке заработать денег выносят их на показ. Получают какие-то средства и пытаются продолжить свой бизнес. У этих фильмов обычно простые сюжеты, задействовано множество спецэффектов и техники.

Еще одно направление, которое нацелено на улучшение общества посредством кино. Его цель — научить желающих снимать фильмы о человеческих ценностях, дать им хорошее направление и воспитать так, чтобы они создавали фильмы, которые сделают общество чище, в котором с точки зрения морали идет разлад.

— Какое воздействие имеют на общество фильмы легкого направления?

— Сейчас в наших кинотеатрах распространяются американская, западная идеология и их образ жизни. Например, как только показали популярный корейский фильм, молодежь стала подражать их манере одеваться, их культуре. А поскольку у местных фильмов преследуется лишь одна цель — прибыль, то в них отсутствуют идеологическая направленность и философское содержание. Не могу сказать, что среди коммерческих фильмов нет хороших, есть, но единицы. И, к сожалению, не хватает профессионализма.

Кадр из фильма Курманджан датка - Sputnik Кыргызстан
Фильм "Курманджан датка" перевели на турецкий язык
Я уже девять лет говорю об этой проблеме. Обращался к бывшему госсекретарю, депутатам и лицам, имеющим отношение к культуре.

Речь идет о подборе национальных фильмов, которые могли бы воспитывать детей. Был составлен список из лучших кинофильмов, содержащих наши традиции, национальные и общечеловеческие ценности. Он и предложен для показа детям, начиная со школьной скамьи, и это помогло бы подрастающему поколению осваивать истинную культуру с раннего возраста.

— Сможет ли современный кинематограф КР подняться до уровня "кыргызского чуда"?

— В советские времена в "Кыргызфильме" снимали по четыре картины в год, сейчас лишь по одной. Для снятия хорошего фильма в Кыргызстане необходимо порядка 100 тысяч долларов и более, но он не окупит себя. Поэтому у нас режиссеры вынуждены ограничиваться бюджетом в 5-10 тысяч.

Сценарист и режиссер исторической саги Курманжан Датка Садык Шер-Нияз - Sputnik Кыргызстан
"Курманджан датка" взяла 10 из 11 возможных номинаций премии "Ак илбирс"
Но могу сказать, что "чудо" повторится, мы с вами видим его рождение. Садык Шер-Нияз со своей исторической сагой "Курманджан датка" совершил большой сдвиг и дал большой стимул для подрастающей молодежи. Появились даже те, кто, не имея больших средств, снимает документальные фильмы, не преследуя никаких финансовых выгод. Думаю, даст бог, все будет хорошо.

Мировое лидерство по созданию фильмов принадлежит индийскому Болливуду, а на втором месте — африканский Нолливуд, где за месяц снимают около 200 фильмов. В Кыргызстане снимают меньше, но известный режиссер верит в возрождение "кыргызского чуда". 

Документальный фильм о киноиндустрии Нигерии смотрите в специальном проекте "Sputnik.doc"

Лента новостей
0