БИШКЕК, 26 июн — Sputnik. Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) и офис ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/БДИПЧ) вынесли совместное заключение по проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию", представленного на их рассмотрение Жогорку Кенешем.
Поправки вносят изменения в конституционные положения об иммунитете депутатов Жогорку Кенеша, о приостановлении/потере их мандатов, об отставке членов кабинета министров, о полномочиях премьер-министра назначать/освобождать глав местных государственных администраций, праве местных кенешей в этом отношении, а также о роли Верховного суда и его Конституционной палаты.
Эксперты Венецианской комиссии отмечают, что большинство предлагаемых поправок к Конституции, как представляется, вызывают озабоченность по отношению к основным демократическим принципам, особенно таким, как разделение властей и независимость судебной власти.
Рекомендации Венецианской комиссии депутатам:
- иммунитет депутатов парламента должен быть сохранен, так же, как и в действующей Конституции, или заменен системой, при которой по просьбе одного из парламентских меньшинств Конституционная палата решает вопрос о том, может ли иммунитет быть снят;
- политические партии и/или фракции не должны иметь полномочий решать вопрос о прекращении мандата члена парламента;
- статью 97 Конституции о Конституционной палате, а также другие положения, ссылающиеся на ее содержание, следует оставить, чтобы сохранить палату как судебную власть, обеспечивающую эффективный конституционный надзор в КР;
- чтобы гарантировать внутреннюю независимость судей, предложенные положения о "судебном надзоре" и "об обязательных разъяснениях" Верховным судом должны быть исключены (проект ст. 96 п. 2 и 3);
- сроки полномочий председателей, их заместителей, судей местных судов, Верховного суда и Конституционной палаты не должны быть затронуты поправками в Конституцию.
Эксперты Венецианской комиссии отметили, что инициатива проведения референдума требует, несомненно, не менее двух третей голосов. Также она может выдвигаться только после по крайней мере трех чтений с интервалом в два месяца.
"Легитимность референдума также необходимо изучить. Положения, прописывающие право вносить изменения в Конституцию, не просто юридическая формальность. Они могут в значительной степени влиять на фундаментальные политические процессы или определять их", — подчеркивается в документе.
Конституция Кыргызстана с начала независимости менялась восемь раз. На референдуме 2010 года после апрельских событий было принято решение наложить мораторий на внесение поправок в главный документ страны до 2020 года. Для отмены моратория необходимо провести всенародный референдум.