– Как вы относитесь к этому званию?
– Это уже ранее объявлялось на мероприятиях, когда мы приезжали в Бишкек (и всем коллективом, и я одна), но как-то все не складывалось. Пока что никаких документов я не подписывала, никаких бумаг у меня на руках нет. Но я лично видела в Интернете новость, что такое постановление вышло.
– Какие права и льготы дает это звание?
– Понятия не имею! Надо у знакомых спросить. Я одно знаю, что среди почетных жителей Бишкека есть такие люди, как, например, Чингиз Айтматов или архитектор и градостроитель Бишкека Е. Писарский… Сердце выскакивает от мысли, что такие достойные люди с тобой в одном списке. Для меня одно понимание этого уже почетно.
– Скучаете по Кыргызстану, особенно когда у нас сезон Иссык-Куля, персики, клубника?
– Очень бывает обидно, когда мне задают этот вопрос, потому что я могу честно сказать: "Если уж по нам не видно, как мы любим Кыргызстан, то по кому это вообще тогда видно?". Мы приезжаем в Бишкек по любому поводу, на Иссык-Куль в том числе. В этом году билеты на самолет в Бишкек были куплены еще в мае. Так что этим летом я буду опять отдыхать на Иссык-Куле. Тем более что у меня «работы» в этом отпуске будет валом: обкатывать новую доску для виндсерфинга, встречаться с друзьями, поправлять здоровье и так далее.
– Что вы делаете в первую очередь, когда приезжаете? Может, какое-то ритуальное место есть?
– Есть! Ритуальное место – стоматолог. Во-первых, я "делаю" зубы только в Кыргызстане. Один из зубных врачей – одноклассник нашего звукорежиссера Алексея Лесникова – Мирбек Валиев. И мы у него лечимся уже много-много лет. Реставрацию передних зубов доверяю клинике Саши Романова. Второе, естественно (а по значимости это и есть первое), все-таки друзья. Родных у меня в Бишкеке не осталось. И в первую очередь мне хочется повидаться с теми, кто мне очень дорог. А все остальное – это уже как получается. Но могу сказать: свободного времени у меня там нет. Мои друзья это тоже знают. Я в Бишкеке вообще не отдыхаю. Я очень устаю, но устаю по-хорошему.
– Где больше друзей – в Бишкеке или в Москве?
– Сейчас мы находимся в студии наших близких. Близких друзей моей семьи. Это люди вообще невероятного творческого масштаба. Абсолютно могу серьезно, спокойно говорить – это гении. Вот. Один из этих гениев – Евгений Бойков. Он художник, собственно картины его вы сейчас видите. Его работы. Это даже больше, чем картины. Это нечто, не поддающееся вообще, мне кажется, никакой классификации.
А вот коллекция одежды Галины Бойковой – мы дружим уже более 20 лет. И я хвалю их не потому, что они наши друзья. Просто большое видится на расстоянии. Мы все вместе вроде бы как бы и начинали и друг другу оценок никаких не давали. Просто любили и поддерживали друг друга. А теперь я просто восхищена тем, что рядом со мной эти люди становятся еще круче, еще профессиональнее и недосягаемее. Я горжусь ими. Конечно, еще одного моего близкого друга вы знаете — это Жылдыз Осмоналиева. Она тоже из Кыргызстана, но работает в основном в Москве, поэтому с ней я вижусь чаще. Вчера буквально она приезжала ко мне в гости.
– Остались ли в Бишкеке люди, разлука с которыми для вас тяжела?
– В Бишкеке остался мой учитель Рафаил Тагайбекович Сарлыков. Это и мой учитель, и учитель Жылдыз Осмоналиевой. Он мой родной человек. У меня отца уже нет лет десять, так что на плечи Наставника легло все, что касается меня – и жизни учить, и творчеству, и совершенствовать меня с профессиональной точки зрения… У него есть много заслуг, наград.
Есть один большой плюс у тех, кто живет в Кыргызстане. Наши специалисты, звезды, мастера, учителя настолько просты в общении и настолько понятны, что любой может с ними пообщаться и у них поучиться. А с другой стороны, это очень плохо для самих «мастеров». Именно из-за отсутствия пафоса, мне кажется, у нас не очень ценят этих людей. Я не знаю, почему так происходит. Но своих ценят меньше, чем чужих. Мнение меняется только тогда, когда теряют… Мне очень грустно от этого. Честно говорю.
– Можно ли сказать, что Рафаил Сарлыков нацелил вас на артистическую карьеру?
— Ну, я сколько себя помню, столько и пою. И говорить о том, что вдруг, до какого-то возраста, хотела быть стюардессой, а потом вдруг перехотела и начала маме говорить, что я хочу быть артисткой, – такого не было. У меня вся семья музыкальная. То есть так… Мама очень здорово поет. Она поет народные песни, но она у меня непрофессиональная певица. По профессии мама повар. И каждое лето мы ездили к маминой маме на Украину, в село в Полтавской области, недалеко от Диканьки (там буквально 15 минут на машине). Я очень хорошо помню эти деревенские летние вечера, когда я во все свои глаза смотрела и во все свои уши слушала, что происходит за огромным столом, стоящим прямо во дворе под черемухой. Когда за этим столом собирается практически все село Юрьевка, родственники, соседи и поют на многоголосье народные украинские песни. Когда аисты стучат клювами на столбах около хат. Я все это видела, я на этом выросла.
А с семи лет я уже была вокалисткой детского хора. Параллельно училась в музыкальной школе. Но к своему учителю Рафаилу Тагайбековичу попала в 13 лет совершенно случайно. От детского сада камвольно-суконного комбината моя мама (где она работала шеф-поваром) была выставлена на конкурс народного творчества. Мероприятие проходило в ДК КСК. И там мы с мамой (я ей помогала петь второй голос) заняли первое место. А пели украинскую песню "Рiдна матер моя". И там членом жюри был Рафаил Тагайбекович. После конкурса он подошел к моей маме и сказал: "Вашей дочери надо заниматься вокалом основательно". Забрал меня к себе, как к частному преподавателю, и сделал участницей группы "Аракет". Сначала в детский состав, потом в средний и затем в старший. На сегодняшний день все члены этого коллектива давно уже являются моими близкими друзьями. В то время познакомилась и с Жылдыз Осмоналиевой. Мне было лет 16. С тех самых пор мы с ней не разлей вода. Я даже боюсь посчитать, сколько лет. И, собственно, теперь понимаю, что вокруг всего этого и построилась моя жизнь, вокруг моего любимого дела, Учителя, друзей, любимых. Этим живу и сейчас.
– Какие места в Бишкеке связаны с вашим детством?
– В чем состоят бытовые различия между Москвой и Бишкеком?
– Я вам скажу так, то, что пробок стало меньше в Москве в последнее время, я это четко ощущаю. Вначале было очень туго, когда ты не понимал, как можно тратить четыре часа минимум в день на то, что ты бы мог в Бишкеке за это время сделать пять дел, например. Сейчас легче. Поэтому этот вопрос отпадает.
Отсутствие солнца… Ты открываешь окно и понимаешь, что там, над тобой, висит тонна туч. И ты не знаешь, когда они рассеются. Этого не дожидаешься ни летом, ни зимой. А если жара, то ты ходишь, как лягушка, – весь мокрый. Не то, что в Бишкеке, когда при сорока градусах ты сухонький, поджарый, бодрый, и все нормально.
Ну про фрукты-овощи я вообще молчу, хотя и Бишкек в последнее время грешит невкусными овощами и фруктами. Видимо, китайская сельхозпродукция начинает побеждать. Тем не менее в Кыргызстане еще можно найти что-то очень вкусное и настоящее. Мясо в том числе. В Москве с этим тоже проблема. Места с хорошими продуктами мы уже, конечно, знаем. Но все равно это сложно.
Что еще? Ну вот невозможность видеться с родными-близкими столько, сколько бы хотел. Не только по своим причинам, а по причине того, что они тоже заняты. Плюс расстояния опять же. Начинаешь подбирать жилье под работу, работу под жилье.
– С чем у вас ассоциируется город Бишкек и Кыргызстан вообще?
– Любимое национальное блюдо?
– Я люблю готовить, и неплохо. Хвалят. Но при этом, если говорить о том, без чего я не смогу в Москве находиться и что я готовлю из "нашего",– это, конечно, фунчоза. Я могу честно сказать: никогда сама не готовила ашлян-фу. Это одно из самых любимых моих блюд. И я нашла выход, я его ем в "Манты-баре" у Жылдыз Осмоналиевой. А у нее готовят его так, что просто пальчики оближешь. Плюс что я еще люблю? Люблю манты наши. Но именно наши. Не котлетки московские, завернутые в тесто, которые принято здесь "мантЫ" называть. Наши мАнты, где много лука с курдючным жиром, что они аж сладкие. И боорсоки, конечно. Это даже не обсуждается.
– Когда будет четвертый альбом?
– Да он есть уже! Проблема в том, что CD-носители как таковые себя уже практически изжили. А винил, наоборот, опять возвращается. Поэтому у нас уже вышел виниловый альбом "Без вариантов". С "бэстовыми" песнями. Best of the best. И немного добавлено совсем новых. А так записано, написано очень много. Пока думаем, как лучше новые песни донести до слушателей.
– Вы поете кыргызские песни без акцента. Как вам это удается?
– Что пожелаете нашим читателям из Кыргызстана?