Экономист считает, что уборку мусора мэрия должна отдать в другие руки (аутсорсинг), так как нынешняя система неэффективна. Кроме этого, повышение тарифов на уборку мусора в столице оправданно, считает она.
— Насколько эффективна, на ваш взгляд, нынешняя уборка мусора МП "Тазалык"?
— Муниципальное предприятие "Тазалык" по природе своей убыточно, в его тариф по вывозу мусора никогда не закладывались ни размер (или процент) рентабельности, ни возможность индексации. К тому же естественный монополист не охватывает всех абонентов, то есть жителей и юридических лиц, прописанных в городе.
Вообще, можно сказать, что организация вывоза мусора сегодня ошибочна. Так, согласно Закону КР "О местном самоуправлении", сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов относятся к вопросам местного значения, то есть этим занимаются органы местной власти. Но статья 19 этого же закона разрешает передавать муниципальный заказ по санитарной очистке в частные фирмы. Вот только мэрия Бишкека еще ни разу не проводила ни аутсорсинг, ни тендер для частных компаний. МП "Тазалык" специально создано муниципалитетом для реализации указанной нормы, пока это единственный легитимный игрок рынка вывоза мусора.
— Получается, что нормы вывоза не регулируются по закону и тарифы неприбыльны?
— Проблема в том, что тариф утверждают из расчета на охват обслуживания муниципальным предприятием физических и юридических лиц. То есть, как показывает статистика, чуть более миллиона физических абонентов и более 600 тысяч юридических лиц обслуживаются с помощью госпредприятия. Но из-за наличия других игроков потенциальный доход выпадает. Это означает, что и потенциальная, прогнозируемая городскими финансистами платежеспособность МП по обязательствам тоже убывает. Несогласованность тарифа с рыночными ценами неизбежно ведет к убыткам; тарифы давно не менялись, а стоимость топлива возросла с 2009 года почти вдвое.
В "Тазалыке" система уборки и сбора мусора четко разделена по источникам финансирования. Так, за уборку средства идут из городского бюджета, а вот за вывоз мусора до свалки платят горожане. Этот самый вывоз предполагает трату топлива и быстрый износ специальной (весьма дорогой) техники. Выпадение доходов именно из данного компонента становится основной причиной некачественного и несвоевременного вывоза мусора.
— То есть все претензии в отношении работы МП верны?
Хотелось бы, чтобы законодатели рассмотрели законность частных фирм по вывозу мусора в столице. Из-за специфики деятельности на данном рынке необходимо либо запретить самовывоз, либо каким-то образом систематизировать их работу. Например, передать им на обслуживание целые районы, но не делать это выборочно.
При расчете тарифа за вывоз мусора прежде всего рассчитывают норму накопления (образования) каждого физического или юридического лица. В 2009 году для юридических лиц эти нормы были увеличены, но для населения они остались на уровне 1990 года в размере 1,2 кубометра с человека в год.
— Какой должна быть норма ТБО на человека, чтобы МП адекватно оценивало свои затраты?
— Госстрой рекомендовал в конце 2013 года, чтобы нормы накопления пересматривались органами самоуправления каждые 5 лет из расчета роста до пяти процентов за каждый календарный год. Таким образом, с 2014-го норма накопления ТБО на одного человека должна составлять 3,53 кубометра в год.
Правильное определение норм накопления (образования) ТБО ведет к правильному формированию планируемых объемов мусора, а значит, к качественному подходу к создающимся проблемам.
Первостепенными проблемами в качественном предоставлении услуг потребителям являются недостаточное количество спецтехники, контейнеров и оборудованных площадок, ряд проблем, не позволяющих эффективно организовать работу по сбору и вывозу ТБО, и как следствие срыв графиков вывоза ТБО, образование навалов мусора, недовольство горожан качеством предоставляемых услуг и т.д.
— Повышение тарифов поможет улучшить ситуацию?
Тариф был повышен по условию проекта ЕБРР. Часть предоставляемой кыргызской стороне суммы является грантом, другая получена в кредит, возвратность — долгосрочная.