БИШКЕК, 8 июл — Sputnik. В прошедшую субботу премьер-министр Темир Сариев выразил мнение, что вопрос праворульных машин в стране можно решить с помощью строительства стационарных предприятий по изменению положения рулевого колеса справа налево. В связи с этим корреспондент Sputnik решил выяснить, что представляет из себя эта процедура, насколько она актуальна и сколько стоит.
По словам специалиста Григория Шалимова, сначала идет полная разборка передней части автомобиля, кроме моторного отсека. В машинах есть заводские метки, так называемые точки отвеса. Их нужно заменить полностью. Также устанавливаются рейки и рулевая колонка, затем корсет, который держит панель, и начинается сборка. Важно помнить, что детали праворульных машин не подойдут, поскольку могут начаться проблемы с "развалом" авто. Перекидка происходит в том случае, если у "праворульки" есть леворульный аналог.
Актуальность перекидки
В Интернете появилась информация, что в Кемине один из депутатов ЖК открывает завод по переделке конструкции управления праворульных машин. Стоимость работы составит 600-700 долларов, что при нынешних расценках дешево.
"Если правительство запретит эксплуатацию праворульных машин, то можно сделать один вывод — завод этот строят не зря. Кроме этого, начнется тотальная вылазка "мастеров", которые раньше этим не занимались. Мне советовали заниматься этим незаконно, но если закон не сможет меня завтра защитить, то никто не даст гарантию на будущее", — делится Шалимов.
По его словам, вопрос с рулем будет подниматься вновь и вновь, особенно среди таксистов. Большая часть такси — праворульные, водителям выгоднее ездить на тех машинах, которые потребляют меньше топлива, сказал специалист.
Михаил (имя изменено по его просьбе) перекидывал рули автомобилей в Японии. В основном заказчиками были казахстанцы и белорусы. Кыргызы не обращались, поскольку год назад запрета на ввоз не было, рассказал Шалимов.
Между тем в Казахстане работают четыре предприятия по изменению механизма управления автомобиля. У них есть официальные разрешения, там же проводится тест-драйв и предоставляют гарантии.
Эксперты отметили, что отличить переделанный автомобиль можно по номеру кузова и по данным в техпаспорте машины. Есть цифры, которые "отвечают за правую или левую сторону", а также отличают японские машины от немецких или американских. Вместе с тем специалисты уверены, что эти цифры можно легко подделать и выявить переделку будет сложно.
От законности деятельности до запуска бизнеса
Шалимов отмечает, что съездить в Японию и пройти обучение стоит порядка 150 тысяч долларов. Сам он начинал познавать тонкости дела в Алматы у человека, который обучился в Японии. Если человек обучится там, ему выдают лицензию на право обучения других этому ремеслу.
После получения навыков в этом году Шалимов вернулся в Кыргызстан из Казахстана, где работал мотористом. Захотел открыть предприятие по перекидке руля, однако возникло препятствие в виде профильных госорганов, где ему отказали, сказав, что такая деятельность якобы незаконна. Было это четыре месяца назад.
Начальник пресс-службы Министерства внутренних дел Бакыт Сейитов отметил, что законодательством такая деятельность не запрещена и гражданин сам вправе выбирать положение руля.
"Если машина праворульная, она должна оставаться такой. Но если менять расположение руля, то все зависит от рук мастера", — считает Сейитов.
Глава республиканской ДПС Сергей Дьяченко также отметил, что запрета по законодательству на занятие данной деятельностью нет. По его словам, современный автомобиль довольно сложен в конструкции. Дьяченко не приветствует перекидку руля, поскольку считает, что это чревато "большими проблемами".
Вместе с этим соответствующий сертификат на право занятия подобной деятельностью также не выдается. В нормативно-правовых актах это не предусмотрено, сказал начальник ДПС.
Стоимость перекидки руля в Кыргызстане
Шалимов представляет деятельность в Кыргызстане по перекидыванию руля как сетевой маркетинг. Он пояснил, что здесь все идет по знакомству. То есть, если мастер превратил праворульный автомобиль в леворульный, то водитель приводит еще двоих желающих. Те в свою очередь еще нескольких, и так далее.
"Из-за отсутствия фирменных магазинов в Кыргызстане продают китайские запчасти, которые подразделяются на три сорта. К нам первый сорт не попадает. Если делать перекидку, нужно заказывать хорошие запчасти", — сказал эксперт.
По расценкам специалиста, работа с "Toyota Camry" 35-го кузова будет стоить 1 200 долларов, а со всеми основными агрегатами — рейкой, рулевой колонкой, вакуумником, тормозной системой и другими комплектующими — 5 тысяч долларов при номинальной стоимости машины 10 тысяч долларов.
Он отметил, что стоимость перекидки руля может составить 50 — 70 процентов от стоимости машины. К примеру, если авто стоит 5 тысяч долларов, то смена рулевого расположения может обойтись в 2,5 — 3,5 тысячи.
"Однажды ко мне пришел владелец "Toyota Harrier". Машина 2012 года выпуска — аналог "Lexus 350" — стоит 15 тысяч долларов, а перекидка — 8 тысяч "зеленых". То есть владельцу легче добавить еще пару тысяч долларов и купить леворульную машину", — отметил мастер.
Возможные риски после переделки
Всякое возможно, если сделать работу некачественно, отметил эксперт. Во время езды могут отказать руль, тормоза или электроника автомобиля.
"На форумах читал, как у водителя на трассе отвалился руль. Его спасло то, что вокруг простиралось поле. Машина была "перекидышем", — рассказал Шалимов.
Естественно, в целом к этой деятельности сами мастера относятся положительно. По словам Михаила, работа занимает не менее полутора месяцев, из них две недели — сборка-разборка, столько же времени уйдет на тест-драйв. Мастера должны проверять авто на спокойную и агрессивную езду, разгоны на треках и в горном режиме, а также провести другие испытания.
"Мастер должен проверить свою работу и только после этого отдать машину владельцу. В ином случае он просто собрал бомбу замедленного действия", — отметил эксперт.
В Кыргызстане принято правостороннее движение. В феврале президент Алмазбек Атамбаев подписал закон о запрете на ввоз праворульных машин и их регистрацию на территории республики. Последний день регистрации праворульных автомашин, ввезенных в КР, по закону пришелся на 3 июня. Вместе с этим с 1 января 2016 года будут вводиться штрафы за коммерческие перевозки на праворульных автомобилях.