Режиссер Карен Шахназаров пояснил в беседе с корреспондентом "Sputnik" Армения, что в патриотичном кино не обязательно кто-то должен ходить в атаку.
— Карен Георгиевич, говорят, что ваша фамилия происходит из аристократического армянского рода князей Мелик-Шахназаровых, которые правили в Нагорном Карабахе в средние века. Эмоционально чувствуете ли вы себя причастным к этой уникальной генеалогии?
— Для меня, безусловно, это имеет значение. Мой прапрадедушка, собственно, и основал государство Арцах в Нагорном Карабахе. Так что мое чувство тщеславия это тешит. Но я никогда не был в Карабахе. В Армении был много раз. Так что это важный момент в моей жизни.
— Какие фильмы или режиссеры первыми вспоминаются, когда речь заходит об армянском кинематографе?
— Современных я почти не знаю. Вспомнить могу разве что Вигена Чалдраняна. А прежнее поколение армянских режиссеров советского времени знал очень хорошо. Я был дружен с покойным Фрунзиком Довлатяном. Генрих Малян был замечательным армянским режиссером.
— Что надо предпринять кинематографистам Армении, чтобы добиться признания на международном уровне?
Плюс ко всему Армения, к сожалению, небогатая страна. Понятно, что нет средств, чтобы вкладывать в кино. И самое главное — рынок очень небольшой.
Конечно, когда Армения была частью Советского Союза, то, естественно, армянское кино выходило на большой рынок всего СССР. Поэтому и картины, которые снимали в Армении, были знамениты. Это и картина Фрунзика Довлатяна "Здравствуй, это я!" — она шла самым широким прокатом. Ее знал весь Советский Союз, и по телевизору много раз показывали.
И, конечно, в этом смысле проблема Армении — в маленьком рынке. Я знаю, что армянские кинематографисты стараются, наперекор всему пытаются работать. Порой успешно.
Поэтому думаю, что в кооперации, создании каких-то совместных проектов — будущее армянского кинематографа. Наверное, на государственном уровне должны быть предприняты какие-то шаги, чтобы помочь ему.
— Нынешнее положение российского кинематографа называют катастрофическим. Упали до минимума кассовые сборы. Какие фильмы должны снимать российские режиссеры, чтобы вывести отрасль из кризиса?
Я не оцениваю фильмы в силу своей профессии. Я — директор студии. У нас на "Мосфильме" производится фактически половина или даже большая часть российских картин. Я никого не оцениваю. Если буду оценивать, кто-то из моих товарищей на меня обидится. Поэтому оставим оценки критикам.
— Весомые государственные инвестиции получает патриотическое кино. Перспективно ли, по-вашему, это направление?
— Я не знаю такого жанра, как "патриотическое кино". Я не понимаю, что это такое. Вот Лев Николаевич Толстой написал "Севастопольские рассказы". Необыкновенное произведение, наполненное любовью к Родине, своему народу. Но ему и в голову не приходило называть все это "патриотическим". Это либо есть у автора, и оно проникает в ткань произведения, либо этого нет.
— В любой картине, любом фильме, если авторы адекватны, всегда присутствует любовь к родине, так же, как любовь к родителям. Адекватные люди испытывают уважение хотя бы к родителям. Да? А если неадекватные, то о чем и говорить?
Поэтому я имею в виду, что патриотическое кино, тема патриотизма могут пребывать в самых разных жанрах. Понимаете? Другой вопрос — талантливо это или неталантливо. Вот и все.
— Ваш фильм "Американская дочь" в каком-то смысле автобиографичный. А другие картины? Вы согласны с тем, что, чтобы убедительно что-то показать, надо это пережить?
— Дело в том, что хочешь ты или не хочешь, если снимаешь кино, что-то делаешь, ты все равно пользуешься своим жизненным опытом, своими наблюдениями. Значит, любое произведение все равно несет в себе какие-то элементы автобиографии. Я не делаю кино про себя, но все равно вкладываю свой же опыт. Поэтому с этой точки зрения любое произведение всегда автобиографическое.