Эксперт-экономист из Торгово-промышленной палаты Кыргызстана поведал Sputnik, для чего Кыргызстану полезно стать следующим в параде девальваций и почему заводы-гиганты легче закопать, чем возродить.
В СМИ появились сообщения, что администрация президента США Барака Обамы приступила к разработке экономических санкций против китайских компаний, которые причастны к хакерским взломам баз данных американских организаций.
Кибератаки — это просто предлог. Объясню почему.
Юань всегда довольно жестко регулировался. Центральный банк Китая делал так, чтобы экономика Поднебесной всегда была более конкурентоспособной, нежели у Южной Кореи или Японии.
Это достигается вот за счет чего: чем слабее национальная валюта, тем дешевле можно поставлять собственные товары на рынки других стран. Есть даже понятие "война слабых валют". Тут Китай удивительным образом всех обыгрывал. За счет девальвации, которая состоялась не так давно, китайская экономика стала более конкурентоспособной.
Торговая война между США и Китаем — это всего лишь очередное звено в длинной цепи событий. По всему миру прошел парад девальваций. Валюта обесценилась у наших основных торговых партнеров — Китая, России, Казахстана.
А теперь на примере Казахстана объясню, что может произойти с Кыргызстаном, который национальную валюту девальвировать не спешил и поддерживал курс. Когда в России обесценился рубль, в Казахстан стали массово завозиться товары российских производителей, которые из-за валютного шока оказались на порядок дешевле отечественных. В результате многие казахские производители практически обанкротились или приостановили на время свою деятельность.
Подобная ситуация может произойти и у нас. Сом даже на отметке 70 по отношению к доллару — слишком дорого. Приемлемо 90. Вспомните, когда рубль стоил полтора сома, как выгодно было работать в России нашим мигрантам: заработал 50 тысяч рублей, а в сомах это 75 тысяч. Или швейникам, аграриям, промышленникам… — людям, которые создают добавленную стоимость. Сейчас мы неконкурентоспособны.
Конечно, пострадают бюджетники, ведь доход большинства кыргызстанцев исчисляется в национальной валюте. Но весь мир живет так. Следует просто поэтапно увеличивать зарплаты в соответствии с ростом цен. Не надо изобретать ничего нового. Мы должны определиться с приоритетами: либо мы страна-производитель, либо мы страна, чья цель — худо-бедно поддерживать бюджетников. Но кто-то должен для них зарабатывать, не правда ли? Поэтому опережающее развитие отраслей, генерирующих добавленную стоимость, с которой уже пойдут и налоги, и социальные отчисления, и нарастет собственная национальная инвестиционная база, — это приоритет, а не мифическое удержание пальмы первенства самой крепкой валюты на постсоветском пространстве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.