Давайте разберемся, что нам пришлось пережить за последнее время. Жили мы в нашей чудесной горной стране преспокойно. Затем ррраз… и рубль падает! Швейники в панике, банки лихорадит. Все поднапряглись. Даже бабушки на лавочках узнали, что такое волатильность и чем девальвация отличается от обесценения. Затем тенге… ууух! И тоже падает.
И никто не исключает, что завтра еще что-нибудь там не обвалится и что это "что-нибудь" не приведет к подорожанию хлеба в бишкекских супермаркетах. А теперь еще и какой-то закон о едином финансовом рынке в странах ЕАЭС принимается. Уже страшно.
Конечно, говорить о полном вытеснении доллара рановато. Ведь государство тоже, как и мы, хранит деньги в долларах. Центробанки, в том числе НБКР, тоже зарабатывают посредством финансовых инструментов именно в долларах. А еще госдолги выплачиваются в "американцах". В структуре частных обязательств тоже доминирует доллар.
Чего ждать?
А теперь о перспективах: нефть обесценивается быстрее, чем позапрошлогодняя коллекция одежды с модным лейблом. Нефтетрейдеры еще не определились с ценовой политикой. А значит, рубль и дальше будет падать. И тенге. И сом.
Можно, конечно, предположить, что население на волне небывалого патриотизма достанет из загашников зеленые банкноты с изображением американских президентов и пойдет менять их на рубли. Но вряд ли. Заставить граждан это сделать насильно тоже не получится. Да и компании так привыкли. А значит, доллару быть.
Много в последнее время говорили о введении новой единой валюты в странах ЕАЭС. Это позволит регулировать стоимость на разных уровнях, да и действия центробанков будут скоординированы.
Конечно, со стороны это выглядит, как валютный занавес от внешних шоков. Но для спасения все средства хороши, тем более мы не одни.
Сэкономить на валюте при сделках приятно. Но рассмотрение проекта закона — это лишь первый этап к ожидаемой "независимости" и вовсе не отказ от иностранной валюты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.