Список фильмографии Океева умещается в одну строчку, но за ней стоит целая эпоха — 35 лет творческой жизни режиссера.
"Небо нашего детства", "Уркуя", "Лютый", "Красное яблоко", "Улан", "Золотая осень", "Потомок белого барса", "Миражи любви" — картины, которые стали символом "кыргызского чуда".
Лауреат международных конкурсов и кинофестивалей, заслуженный деятель культуры Польши и Казахстана, народный артист СССР Толомуш Океев был прост в общении и обладал прекрасным чувством юмора, рассказывает его современник фотограф Александр Федоров.
"На съемках фильма "Улан" один из местных чиновников "подкатил" к актрисе Джамал Сейдакматовой и назначил ей свидание. Джамал пожаловалась Окееву, а тот предложил разыграть этого чинушу", — сказал Федоров.
Он переоделся в игровой костюм актрисы и в сумерках стал поджидать повесу. Вся группа из-за кустов наблюдала за этой сценой.
"Ничего не подозревая, пылкий поклонник стал, как говорится, распускать руки. Каково же было его удивление, когда он увидел перед собой режиссера", — вспоминает Федоров.
Он отметил, что режиссер очень часто вспоминал свое детство и любил родину.
"Лошади. Наигрыши комуза. Манасчи, родственники, знакомые… С годами человек отплывает от берегов детства, все дальше удаляется от берега и земной тверди. Он оказывается во власти океана жизни. В борьбе с этой стихией надежда только на собственные силы. А радости? Они остаются на берегу. Надо плыть дальше…" — говорил Океев.
Океев — первый профессиональный звукооператор студии "Киргизфильм". Его первой работой стал фильм "Зной" режиссера Ларисы Шепитько. Он снял документальные фильмы "Это лошади", "Боом" и "Мурас", автор и соавтор многих сценариев и книги "Крылатое искусство".
Толомуш Океев был первым послом Кыргызстана в Турции, направленным в Анкару в 1993 году. На этом посту он пробыл до 18 декабря 2001 года — того дня, когда остановилось его сердце…