IronMan — один из видов соревнований по триатлону. Организатором турниров является Международный союз триатлона (ITU), который был основан в 1989 году. IronMan состоит из трех этапов, проводимых без перерыва, — заплыв на 3,86 километра, заезд на велосипеде на 180,25 и забег на марафонскую дистанцию 42,195 километра.
— Добрый день. Где и когда проходили соревнования?
— В конце лета, 30 августа, во французском городке Виши. В них принимали участие несколько тысяч человек из разных стран.
— За какое время нужно пройти дистанцию, чтобы стать IronMan?
— На прохождение дается 17 часов. Этого достаточно, чтобы активные любители спорта и здорового образа жизни достигли финиша. За 17 часов даже бабушки проходят эту дистанцию (смеется), хорошие любители затрачивают 12-14 часов, профессионалы — 8, и это не предел. Мой результат — 12 часов 49 минут.
— Половина суток! А вы отдыхали во время пробега? Перерыв на обед был?
— Отдыхать нельзя. Можно отдохнуть, только если тебя оштрафовали, но тогда теряешь бесценное время. А перекусить можно и на бегу — на протяжении всей дистанции установлены точки, где выдают коктейли с достаточным количеством калорий, бутылочки с водой и минеральными добавками.
— Сколько лет вам потребовалось, чтобы стать чемпионом?
— Ну, чемпион — это громко сказано. Мы с супругой прожили два года в Германии, где она училась в магистратуре, там я и приобщился к велосипедному движению. С одной стороны, экономно, так как проездной за 72 евро на месяц, по нашим меркам, — это довольно дорого. А с другой — большое количество велосипедов не оставляет равнодушным даже такого лентяя, как я (смеется).
Свою первую гонку Ашуу Гран-при выиграл в 2013 году. Вместе с победой мне достался первый шоссейный велосипед. В том же году в Абу-Даби прошла моя первая гонка по триатлону — 750 метров плавание, 50 километров — велосипед, 5 километров — бег. Через год прошел сборы на Кипре и Майорке. Там же, на Майорке, в мае 2015-го преодолел "половину" IronMan.
Но если конкретно, то буквально за год упорной подготовки под руководством российского тренера Евгения Хабарова пришел к результату.
— А до этого в какой физической форме вы были?
— Всего несколько лет прошло, как я стал заботиться о здоровье. В школе, вузе тренировался, конечно, но несерьезно — то начинал, то бросал все через пару месяцев.
— Если не секрет, сколько стоит год тренировок?
— Триатлон — дорогой вид спорта. Основные расходы — оплата тренеру, тренировки в бассейне, ремонт и покупка запчастей для велосипеда, другие непредвиденные траты. Вкупе они достигают трех-четырех тысяч долларов в год без учета поездок на сборы и тренировки за рубеж.
Дорогое обмундирование и велосипед необходимы для достижения хороших результатов, но чтобы стать здоровым и сильным, необязательно тратить огромные суммы, достаточно желания и упорства.
— Расскажите о семье, как супруга относится к вашему увлечению?
— Сам я из Таласа, у нас с супругой есть пятилетняя дочь Айым. Поддержка семьи играет большую роль: половина моих медалей — это заслуга жены. Именно она подбадривала, когда я падал, и радовалась, когда достигал успехов. Через пару лет думаю и ее приобщить к триатлону.
— Кем вы работаете?
— У меня свой бизнес в сфере транспортировки угля. Участвую в тендерах, если получается выиграть, то доставляю уголь по школам и другим организациям. Сейчас отошел от дел, пока не работаю.
— Не хотели бы поделиться опытом с молодежью или набрать учеников?
— Да, конечно. У меня уже есть один ученик. В будущем планирую обучать и других, тем более мы уже создали Федерацию триатлона. Я являюсь ее вице-президентом и президентом общественного объединения "Фонд развития велоспорта". Мы пытаемся возродить шоссейный велоспорт, проводим горные велотурниры. Работы для популяризации велоспорта и триатлона непочатый край.
— Не хотели бы увеличить интерес к этому движению своим достижением?
— Это не достижение, а прежде всего победа над собой. Своим примером я хотел бы показать, что для того, чтобы добиться цели, нужны только упорство и желание, даже возраст не помеха. А триатлон помог мне убедиться в этом, это очень интересный вид спорта.
— Вы теперь официально Железный человек. Не хотели бы получить бластер и возможность летать, как у одноименного героя фильма?
— Пока нет (смеется). Главное — я понял, что, несмотря на боль и промахи, можно и нужно идти дальше и взлететь выше может каждый из нас.