Владимир Евсеев, заведующий отделом Института стран СНГ:
— В Душанбе 14-15 сентября пройдет заседание Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на уровне глав государств (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана), а также советов министров иностранных дел, министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности государств-членов организации.
На фоне обострения обстановки в Таджикистане
Накануне саммита в Таджикистане произошли трагические события, связанные с противоправной деятельностью бывшего заместителя министра обороны генерал-майора Абдухалима Назарзоды. 4 сентября при поддержке своих сторонников он организовал вооруженное нападение на Министерство обороны республики в Душанбе и близлежащий отдел МВД города Вахдата, что позволило ему захватить большое количество оружия и боеприпасов. В результате погибли девять сотрудников правоохранительных органов, еще шесть получили ранения. Позднее созданная Назарзодой радикальная группа укрылась в Ромитском ущелье, где была блокирована силовыми структурами Таджикистана. По дороге она напала на воинскую часть, что привело к гибели таджикских военнослужащих. К настоящему времени 18 членов группировки Назарзоды ликвидированы, около 60 задержаны; изъято более 500 единиц стрелкового оружия.
Несомненно, указанные события — внутреннее дело Таджикистана. Но они ярко показывают, что ОДКБ необходимо реагировать не только на внешние, но и на внутренние вызовы и угрозы, обусловленные социально-экономическими проблемами стран-членов организации. Это распространение в Центральной Азии идей терроризма и радикального ислама, нерешенность там водноэнергетической проблемы и многие другие причины, существенно ухудшающие внутриполитическое положение расположенных в регионе государств.
Для противодействия этому необходима тесная координация деятельности политического руководства стран-членов ОДКБ, а также их правоохранительных органов и служб безопасности.
Разноплановые ответы на угрозы региону
По-прежнему серьезная внешняя угроза для государств ОДКБ исходит от Афганистана, что проявляется в наркотрафике и нелегальном проникновении из этой страны различного рода радикалов. Для противодействия им ОДКБ проводит региональные антинаркотические операции "Канал" и операции по пресечению незаконной миграции "Нелегал".
Одновременно происходит наращивание военного потенциала Кыргызстана и Таджикистана. Так, национальная армия Кыргызстана в рамках деятельности ОДКБ получает вертолеты, реактивные системы залпового огня типа "Ураган", бронетранспортеры, стрелковое оружие, средства связи и разведки на общую сумму около 1,1 миллиарда долларов. В несколько меньших объемах военно-техническая помощь оказывается Таджикистану — на 200 миллионов долларов в виде авиации, средств связи, артиллерийских систем, зенитных ракетных установок и стрелкового оружия. Эти поставки осуществляются за счет вооружения и военного имущества, находящегося на балансе Минобороны России. Рассматривается также вопрос о расширении программ бесплатного обучения в российских военных вузах таджикских и кыргызских граждан.
Помимо этого, на саммите ОДКБ, который состоялся в Сочи в конце сентября 2013 года, было принято решение об оказании помощи Таджикистану в укреплении таджикско-афганской границы. В рамках этой деятельности на первом этапе предполагается обеспечить пограничные войска Таджикистана современными видами оружия, спецтехникой и другими необходимыми средствами, на втором — провести мероприятия по обустройству таджикско-афганской границы на основе межгосударственной целевой программы.
Как следствие в середине августа 2015 года в республику была доставлена из РФ очередная партия вооружения и военного имущества. При необходимости, то есть в случае существенного обострения ситуации, для охраны таджикско-афганской границы могут быть задействованы расположенные в республике подразделения 201-й российской военной базы, срок действия которой продлен до 2042 года.
Но этого явно недостаточно, так как на центральноазиатском направлении сферы деятельности ОДКБ относительно хорошо охраняется только казахско-кыргызская граница, а Таджикистан и Кыргызстан продолжают использоваться радикалами в качестве транспортного коридора из Афганистана. Эта проблема усугубляется незаконной выдачей кыргызских паспортов гражданам Афганистана, Пакистана и ряда других государств. Причем некоторые из них далее выезжают на Ближний Восток воевать на стороне радикальной организации "Исламское государство".
Таким образом, перед ОДКБ стоит много как внешних, так и внутренних вызовов и угроз. Наиболее серьезную из них представляет Афганистан — с исходящими оттуда угрозами планируется бороться за счет укрепления таджикско-афганской границы. Но, по-видимому, целесообразно рассмотреть вопрос и об укреплении границ Кыргызстана и Казахстана.
По-видимому, все это найдет отражение и в работе предстоящего в Душанбе саммита ОДКБ, и на полях мероприятий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.