Организация Договора о коллективной безопасности призвана сохранять безопасность в странах-участницах, но действительно ли мы находимся под железным щитом ОДКБ. Корреспондент Sputnik побеседовал с экспертами из разных стран о роли организации и перспективах безопасности в ЦА.
По мнению кыргызского эксперта по проблемам безопасности полковника спецслужб в отставке Таланта Разакова, мир нестабилен, а безопасность в Центральной Азии постоянно подвергается угрозам — как внешним, так и внутренним.
"Терроризм, представляющий собой настоящую угрозу мировому сообществу, объединил против себя множество государств — появились ШОС, ОДКБ и Коалиционные силы, которые имеют свою тактику", — сказал эксперт.
Он отметил, что ОДКБ проявляет сдержанность и не допускает вмешательства во внутренние дела государств, где время от времени возникают определенные критические ситуации.
"Последние события в Таджикистане показывают, что вероятность угроз в регионе высока и необязательно эти риски связаны с внешней угрозой", — сказал Разаков.
Политолог из Таджикистана доктор наук Парвиз Муллоджанов отметил, что активизация радикалов в Афганистане опасна не только для Таджикистана, она представляют реальную угрозу для всего региона ЦА.
"Шесть тысяч российских военнослужащих в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе и Коллективные силы могут гарантировать безопасность, а создание коллективных авиационных сил позволит еще быстрее реагировать на возможные атаки извне", — сказал Муллоджанов.
По его мнению, реакция ОДКБ о невмешательстве в свете последних событий в Душанбе и Вахдате вполне правильная и соответствует уставу организации.
"С локальными проблемами Таджикистан сталкивается не впервые и довольно успешно с ними справляется. Страны-участницы предоставляют техническую помощь вооруженным силам Таджикистана, и это существенная подмога в решении задач безопасности", — сказал Муллоджанов.
Казахский эксперт, доктор политических наук, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что роль ОДКБ несомненно важна для безопасности в регионе, другое дело, что организация никогда не демонстрировала эту роль.
"Это может быть одной из причин того, что Узбекистан в 2012 году приостановил свое членство. Первый раз официальный Ташкент останавливал свое участие в организации в 1999 году. Также возможно, что создание контингента КСОР насторожило Каримова. Он воспринял возможность присутствия сил других государств как нарушение суверенных прав", — сказал Сатпаев.
Он отметил, что дискуссия о роли ОДКБ в кризисных ситуациях продолжается довольно долго и перед организацией должен встать вопрос о четком определении понятия внутренней и внешней угрозы. Сегодняшнее разграничение дает понимание того, что ОДКБ будет делать при нарушении границ стран-участниц, а вот реалии указывают на то, что риски могут возникнуть и внутри государства.
"Межнациональный конфликт 2010 года в Кыргызстане ОДКБ посчитала внутренней проблемой, хотя там был риск возникновения межгосударственного конфликта. А последняя спецоперация в Бишкеке против боевиков ИГ, да и активизация экстремистов в Казахстане указывают на то что, не нарушая границ, можно создать критическую ситуацию. Как в этом случае поступит ОДКБ — пока неясно, хотя есть понятие о противодействии коллективных сил террористическим и экстремистским угрозам", — сказал Сатпаев.
Поведение контингента при гипотетическом конфликте между странами ЦА тоже не определено. Чью сторону займет ОДКБ при возникновении столкновений?— задается вопросом эксперт. Саммит в Душанбе, возможно, определит или обозначит эти вопросы.
"Процесс переговоров глав государств поможет решить вопросы коллективного противодействия возникающим вызовам и угрозам. А с учетом быстроменяющегося мира только с помощью действительно крепких дружественных связей возможно сохранение стабильности и мира в регионе", — сказал эксперт.
Кыргызский эксперт, гендиректор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов отметил, что в пятом пункте Правил применения сил КСОР четко определено, что применение силы разрешается в определенных ситуациях:
при отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии;
- с целью подавления организованного вооруженного сопротивления террористических сил;
- при ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп;
- в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств;
- при нападении или угрозе нападения на личный состав, имущество или объекты КСОР;
- в целях пресечения нарушений норм и принципов международного гуманитарного права в районе операции.
Орлов считает, что этот пункт вполне позволяет применить силу, если на территории какой-либо из стран организации начнутся какие-либо конфликты с применением оружия. Опыт показывает: там, где все начинается как мирный протест, рано или поздно появляются автоматическое оружие и боевики из других государств.
"Являются ли такие люди "террористическими силами"? Безусловно. Являются ли они внешними? Несомненно. Так что подвести нормативно-правовую базу под ликвидацию подобных угроз вполне возможно и не будет нарушением", — сказал Орлов.
Российский эксперт, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин считает, что события в Таджикистане, связанные с мятежным генералом Абдухалимом Назарзодой, не представляют угрозы.
"Это был фальш-старт государственного переворота, не более. Несмотря на жертвы с обеих сторон, ОДКБ никак не вмешивается во внутренние дела Таджикистана. В республике успешно проведены совместные учения стран-участниц договора, и прямых угроз государственности Таджикистана нет", — сказал Собянин.
По мнению эксперта, получение по линии ОДКБ Таджикистаном и Кыргызстаном существенной, почти на 2 миллиарда долларов, военно-технической помощи на перевооружение войск достаточно для обеспечения безопасности. В случае же возникновения критической ситуации контингент КСОР незамедлительно придет на помощь, и последняя внезапная проверка этих сил показала отличные результаты. В целом страны организации серьезно усиливаются, например, Беларусь, Казахстан и Россия уже имеют единую систему сил ПВО и космической обороны.
"На предстоящем саммите радикальных изменений не предвидится, и юридическое обоснование применения сил ОДКБ останется в прежнем виде, но будет подчеркнута готовность перебрасывать войска в места возникновения серьезных конфликтов, представляющих угрозу государственности стран-участниц договора", — сказал эксперт.
Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан) главами Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993-м к ОДКБ присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия. Впоследствии Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули ряды организации. На момент вступления договора в силу, в 1994 году, ОДКБ насчитывала девять членов, в настоящий момент — шесть. Высшим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), который назначает генерального секретаря организации. С апреля 2003 года им является российский военный и государственный деятель генерал-полковник Николай Бордюжа.