Для Кыргызстана не так важно то, кто победит на выборах, как то, что будет со страной после выборов, полагает генеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов.
Причинно-следственные страсти
Для будущих депутатов лучшее — суметь понять, что от ответственности не освобождает, кроме незнания законов, еще и неумение управлять. Потому что поневоле возникнет вопрос: если вы не умеете управлять, то зачем вообще сидите в парламенте?
Недавно в Бишкеке прошел круглый стол "Кыргызстан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция".
Эксперт Игорь Шестаков отметил:
"Населению глубоко "до лампочки", когда оно находится в глубочайшем кризисе, какая политическая сила будет завоевывать пространство. И лидеры партий, участвующих в предвыборной гонке, это хорошо понимают. Поэтому они в своих программах сделали ставку на экономику. Программы составлены таким образом, чтобы дать ответы, что сделать, чтобы мировой кризис не проехался по нам бульдозером. Население больше интересует курс доллара, чем курс политических партий. Чего люди ждут от будущего состава Жогорку Кенеша? Чтобы он не был, как последние пять лет, акционерным обществом закрытого типа. Все время депутаты вытаскивали средства, потраченные на предвыборную кампанию. В результате сменилось четыре правительства. При таком бардаке нельзя выполнить обещания".
Если в парламенте обсуждать только цвет флага, длину юбок персонала или знание госязыка министрами, внешние факторы очень быстро — еще быстрее, чем в 2010 году, — станут причиной внутренних проблем. И может случиться так, что с ними нельзя будет справиться. А крайней станет именно та, которая получит больше всех голосов и сформирует коалицию большинства, если такая надобность вдруг появится. Поэтому этой партии надо очень постараться, чтобы у людей было как можно меньше поводов "полоскать" ее на кухнях или в кулуарах общественного транспорта. То есть в случае с коалицией, например, подобрать в нее таких партнеров, которые будут действовать вместе и заодно.
По большому счету все партии, идущие в парламент, остается только пожалеть: они вряд ли понимают, как их подставили. С учетом последних тенденций в мире им придется очень постараться, чтобы следующие парламентские выборы не состоялись досрочно. Это в лучшем случае. О худшем даже думать не хочется…
Вообще же, если говорить о внешних факторах, то их стоило бы разделить на две условные категории: дружественные и "демократические". Потому что враждебными вторые назвать нельзя — все же никто в Кыргызстане на официальном уровне не объявлял США войну. Поэтому "демократические".
С дружественными факторами ситуация выглядит так: Кыргызстан осваивается в Евразийском экономическом союзе и отчаянно нуждается в зарабатывании собственного национального капитала, чтобы не выглядеть "бедным родственником", как это было до последнего времени.
Но поскольку стартового капитала для пополнения ресурсной базы у страны нет, вся надежда на поддержку евразийских "тяжеловесов". Однако смущают два обстоятельства. Первое: сейчас государства ЕАЭС ведут себя по отношению друг к другу не как партнеры, а как конкуренты. А второе — над теми, кто готовит документы лицам, принимающим решения в ЕАЭС, до сих пор явно довлеет так называемый "свободный рынок", внедренный нам в 1991 году. Хотя эксперты говорят о его минусах даже не десятый год подряд.
Например, еще в 2001-м российский аналитик Михаил Леонтьев отмечал:
"Красивая, эффектная либеральная доктрина по Хайеку и Мизесу по-своему гармонична. Понятно, что идеальная сбалансированная рыночная система — миф. И миф этот внедряется намеренно. Абсолютно открытая система выгодна сильнейшему. Это как в боксе. Отменили весовые и возрастные категории: пусть на основе свободной конкуренции победит сильнейший. Понятно, что чемпион будет один и тот же, пока сам по себе не сдохнет".
Тогда же он сформулировал, что либеральная доктрина подразумевает полную безответственность власти за результат экономической деятельности. Теория "свободного рынка" показала свою несостоятельность, и ее надо менять — это очевидно. Самоцелью сейчас должна стать не прибыль, а удовлетворение насущных потребностей всех и каждого. Сейчас дальнейшая судьба ЕАЭС и Кыргызстана в частности зависит от того, как скоро эти два обстоятельства перестанут мешать нормальной интеграции.
Оскал демократии
Что касается "демократических" внешних факторов, то здесь все еще сложнее. Судя по последним событиям на Ближнем Востоке, связанными с нанесением авиаударов по ИГИЛ, боевикам этой организации сейчас явно не до нас.
Но и без ИГИЛ и талибов внешних рисков у республики вполне достаточно. Если на 70-й, юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН переводчик с английского все перевел точно, то американский президент Барак Обама сказал много интересных вещей.
"Америка — исключительная страна: отчасти потому, что все видели, как мы проливаем кровь и не жалеем средств, отстаивая не только свои узкие интересы, но также и всеобщие интересы". Или "Соединенные Штаты Америки готовы использовать все элементы своего влияния, включая военную силу, чтобы защитить свои интересы в регионе".
Что все это может означать на практике? Поскольку Обама подтвердил уже даже для самых наивных романтиков, что мир — это зона жизненных интересов США, то со временем может случиться так, что государственная власть в Кыргызстане не устроит Вашингтон. Этого нельзя исключать, памятуя о евразийском выборе нашей республики. Как следствие ее могут объявить не соответствующей всеобщим интересам.
Но бомбить нас никто не будет: украинские события показали, что есть более дешевый способ сменить власть и сделать так, что кыргызстанцы сами будут убивать друг друга — без всяких бомбардировок.
Чтобы этого не произошло и удержаться на плаву, новому составу Жогорку Кенеша и исполнительной власти надо работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю по всем направлениям: от экономики и социального сектора до национальной безопасности. Это если не снимет полностью все угрозы — сейчас это никому не удается, — то значительно снизит разрушительный эффект от них. В конце концов, это нужно нам, а не кому-то еще.