БИШКЕК, 16 окт — Sputnik. Активизация России на Ближнем Востоке и успешные действия ее авиации в Сирии заставляют геополитических противников "поджигать" Центральную Азию для создания "третьего фронта", заявил Sputnik аналитик экспертного клуба "Далил плюс" Марс Сариев.
Главы государств СНГ в пятницу на саммите в Астане обсудили международные проблемы, перспективы развития сотрудничества в правоохранительной и военной сферах, а также подписали ряд соглашений и решений.
Он отметил, что, по мнению многих западных аналитиков, создание "третьего фронта" вокруг России существенно ее ослабит и позволит продолжить "оккупацию".
Прогресс в замораживании конфликта на Украине не нравится западным партнерам, и теперь они откровенно втянули Кремль в сирийский кризис. Разжигание нового противостояния в странах ЦА опять-таки будет на руку заокеанским "друзьям", пояснил Сариев.
Он считает, что геополитические противники поэтому будут активно разыгрывать афганскую карту. На это их толкают активные действия России на Ближнем Востоке и успешные действия ее авиации в Сирии. А последние ракетные удары по объектам ИГ с акватории Каспия реально пугают коллективный Запад, заявил аналитик.
"Здесь есть два опасных направления — Таджикистан и Туркмения. Саммит СНГ выступает единственной площадкой для обсуждения безопасности в регионе с участием стран ЦА, не входящих в ОДКБ", — сказал Сариев.
Эксперт отметил, что из Туркмении приходит довольно скудная, но тревожная информация. На границе с Афганистаном происходят постоянные стычки и, по некоторым данным, есть даже жертвы. При всей сложности пустынной туркменской пограничной линии прорваться через нее при откровенно слабой армии довольно легко.
"Вояж президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова после 20-летней политики нейтралитета можно расценивать как попытку найти поддержку в формате СНГ. Но, вероятно, он будет делать ставку на партнеров за океаном", — делится мнением аналитик.
Интересен тот факт, что на саммит от Туркмении прибыл вице-премьер, а не сам Бердымухамедов. В то же время в США находится глава МИДа Рашид Мередов, который ведет переговоры об оказании военной помощи и, вероятно, возможности предоставления аэропорта Мары-2 для базирования американцев. Эта площадка схожа по параметрам с аэропортом "Манас" и может принимать "Геркулесы", отметил Сариев.
В таджикском направлении, отметил Сариев, ситуация тоже сложная. По некоторым данным, в Кундузском направлении из Пакистана переброшены 1 600 боевиков, имеющих очень интересный национальный состав, — узбеки, уйгуры, кыргызы и другие центральноазиатские этносы.
"Эти силы будут делать упор в направлении афганского Бадахшана и соответственно далее, на таджикский Дарваз, куда пытался сбежать бывший член Партии исламского возрождения (ПИВТ) опальный генерал Назарзода и где дислоцировалась во время гражданской войны оппозиция, тесно связанная с Афганистаном", — сказал эксперт.
Опасность в том, что эта часть Таджикистана не особо защищена в силу особенностей сложного горного ландшафта. В самом Таджикистане непростая ситуация — процесс ликвидации ПИВТ настраивает горнобадахшанские кланы против официального Душанбе. Эти кланы и так стоят обособленно.
Сариев отметил, что Россия не вмешивается во внутренние дела Таджикистана и президент Рахмон должен сам разобраться с внутриклановыми разборками. В то же время происходит усиление 201-й российской базы в Душанбе.
"Недавно состоялся визит вице-президента Афганистана Абдул-Рашида Дустума в Чечню, где он как бы невзначай обратился к России с просьбой оказать помощь. Это является неким сигналом, посылом, который можно расценивать так, что действительно намечается разжигание ЦА", — сказал Сариев.
По мнению аналитика, в случае обострения в Афганистане возможно развитие сирийского сценария — Россия будет оказывать поддержку официальному Кабулу, но не вводя наземные войска.
"Конечно, есть опасность, что это может перерасти в активный огневой контакт. Но даже в этом случае конфликт не будет похож на прошлые кампании в Афганистане", — сказал Сариев.
В этих гибридных конфликтах Россия может присутствовать только в качестве поддержки официальных режимов, то есть только с применением авиации и помощью советников, отметил аналитик.
"Население таджикского Бадахшана в этом случае будет в стороне от позиции официального Душанбе, а группировки террористов смогут проникнуть через Кара-Мык в Баткен и далее в Фергану. В Фергане исламисты-радикалы будут их ждать с распростертыми объятиями, да и у нас, в Кыргызстане, они смогут найти поддержку "спящих" ячеек экстремистов ", — опасается Сариев.
Борьба с такими группировками — работа внутренних войск и сил МВД, которые смогут более эффективно, точечно нейтрализовать угрозы, отметил эксперт. Поэтому, учитывая все эти сложности, МВД Кыргызстана строит базу в Баткене.
"В Сирии борьба с ИГ приняла сложный оборот из-за отсутствия мобильных групп, готовых к ведению гибридных войн, а армия была заточена на отражение внешних угроз", — сказал аналитик.
Он отметил, что Вооруженные силы не могут работать в городах и мелких населенных пунктах — в непосредственной близости от мирного населения. Поэтому пересмотр доктрины кыргызским Генштабом оказался своевременным, он готовится именно к такого рода конфликтам.
"Спецслужбы КР и Таджикистана постоянно обмениваются информацией с российскими коллегами, и достаточно нескольких минут, максимум часов, чтобы скоординироваться и нанести удары по террористам, пересекшим границы Кыргызстана", — цитирует слова дипломата Сариев.
Посол также отметил, что по туркменскому направлению Россия окажет помощь в случае просьбы правительства республики.
Все это указывает на действительно взрывоопасную ситуацию в регионе, и встреча глав Содружества должна способствовать координации стран ЦА перед лицом угроз, заключил Сариев.