О том, как с помощью бирок в ушах баранов и коров и журналов учета прививок наладить экспорт мясо-молочной продукции из Кыргызстана в страны ЕАЭС, рассказал в интервью Sputnik экс-чиновник Акылбек Жапаров.
— Акылбек Усенбекович, насколько КР затянула с инициативой идентификации крупного и мелкого рогатого скота?
То есть КР уже тогда могла начать экспорт своей мясо-молочной продукции в больших объемах. Инициатива идентификации животных не была моим личным желанием, это научно обоснованное предложение для защиты экономических интересов Кыргызстана и возможности получения максимальной прибыли при вхождении в единое таможенное пространство.
— Вы знали, что страна должна прийти в конце концов к обязательной идентификации? Ваше предложение оказалось пророческим?
Где бы я не был, постоянно поднимал этот вопрос. В программе тогдашнего премьер-министра Бабанова (руководил кабмином с 1 декабря 2011-го по 1 сентября 2012 года. — Прим. ред.) идентификация животных проходила красной нитью через всю программу развития, но из-за отставки правительства ее завершить не удалось.
— Пилотный проект учета скота уже начал осуществляться в Таласской области. Есть ли оптимальный способ идентификации животных в КР?
— Затруднения с проектом идентификации животных можно считать одним из тормозов развития экономики КР?
— Конечно, это самый большой тормоз, мешающий росту экспорта. К сожалению, Кыргызстан может похвастать только своим сельским хозяйством, в частности животноводством. Ранее мы сдавали молоко по 20-22 сома в соседний Казахстан, а теперь из-за вступления в ЕАЭС не можем его по 7-8 сомов сдать. Аналогичная ситуация с мясом, так как казахский рынок закрыт для нас из-за отсутствия сертификатов качества и идентификации наших животных.
— Что еще необходимо сделать Кыргызстану, чтобы все же начать экспортировать мясо в больших объемах? Ведь страна может гораздо больше, чем дает сейчас.
— В первую очередь республике необходима современная биолаборатория, которая могла бы на международном уровне проводить исследование мясной и молочной продукции и выдавать сертификаты для ее отправки на экспорт. Но для этого требуется много средств. Насколько я помню, деньги должны были поступить в рамках помощи КР по вступлению в ЕАЭС со стороны России и Казахстана и из Российско-кыргызского фонда развития.