Водитель с 40-летним стажем Александр Горшечников подчеркнул, что водительские права еще не показатель того, что человек может безопасно водить автомобиль.
"Вообще, права надо выдавать как можно позже, к 21 году — взрослый все-таки более ответственен, чем "безбашенные" подростки. Желательно, как в других странах, ввести ученические права с ограничениями сроком на три года и выдавать полные права только в случае безаварийной езды", — сказал водитель.
Видя откровенное безобразие, творящееся на дорогах, он предлагает ввести в автошколах персональную ответственность за каждого ученика. Тогда и учить станут лучше, а риск того, что права просто продадут, уменьшится.
"Только контроль, жесточайшее наказание за нарушения смогут хоть как-то улучшить ситуацию", — сказал Горшечников.
Психолог, президент Ассоциации психологов и психотерапевтов Кыргызстана Михаил Мунькин считает, что возраст для начала вождения не имеет значения, куда более важна психологическая составляющая.
"У нас проверка адекватности водителей сводится к получению бумажки из РЦПЗ, хотя именно от этого фактора зависит устойчивое поведение в критических ситуациях", — сказал он.
Он отметил, что в СССР с детского возраста проводили наглядные экскурсии на стоянки с разбитыми авто. Очевидно, такую практику нужно ввести и для обучающихся в автошколах.
Ветеран, проработавший более 25 лет в Дорожно-постовой службе, отметил, что сотрудники прилагают немало усилий, чтобы предотвратить ДТП, — мониторят дороги, проводят проверки автошкол и другие мероприятия, но сложность заключается в том, что если водитель видит, что милиционеров нет, то правила им нарушаются без колебаний.
"Гаишников" все ругают, но не они совершают ДТП. Проект "Безопасный город" и установка повсеместного видеонаблюдения существенно изменили бы ситуацию, но проблема в самом отношении общества к правилам", — сказал дэпээсник, пожелавший остаться неизвестным.
Ветеран подчеркнул, что за руль можно сесть и в 16 лет и важен не возраст, а самоконтроль человека за рулем, хотя своему сыну он отдал права только через год после того, как тот их получил, — в 18 лет.
"Пока человек не поймет, что он может нанести вред не только себе, но и окружающим, бессмысленно ему разрешать водить автомобиль", — сказал ветеран.
Семнадцатилетний Арсен Жумабеков, получивший права месяц назад, подчеркнул, что не стоит всех водителей грести под одну гребенку и обвинять в неумении водить и нежелании соблюдать правила.
"Конечно, когда видишь, что сплошь и рядом нарушают, то невольно хочется и тебе нарушить. Поэтому нужно всем нам контролировать себя и водить машину аккуратно, хотя и пешеходы частенько просто плюют на опасность и переходят дорогу в совершенно неположенном месте", — сказал Жумабеков.
По его мнению, в Бишкеке столько машин, что устаешь стоять в пробках, и хочется получить адреналина, нажав на газ, именно поэтому по городу возникают ночные гонки. Надо создать автотрек или разрешить где-нибудь за городом нажимать "тапочку в пол", считает подросток.
По словам бишкекчанки Екатерины Масляковой, необходимо лишать навсегда прав водителей, совершивших наезд на пешехода.
"Меня сбила маршрутка с молодым водителем, которая, пытаясь первой взять очередного клиента, выехала на красный свет. Как таких берут на работу? К водителям общественного транспорта нужно ужесточить контроль, а вообще, "пацанам" не стоит выдавать права, пока у них самих не появятся дети", — сказала Маслякова.
Она подчеркнула, что в советское время тоже были аварии, но не так много, и это связано только с четкой работой ГАИ и жесткими правилами.