Прайм-тайм для премьер-министра, или Временные кабмины КР

© Sputnik / Табылды КадырбековЧиновник на встрече. Архивное фото
Чиновник на встрече. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В Италии в послевоенный период правительства менялись столь часто, что здесь родилась поговорка "Сенсация — это день без правительственного кризиса".

О том, что для итальянцев все это уже в прошлом, и страна уже не является олицетворением политической чехарды и что, похоже, этим олицетворением незаметно становится Кыргызстан, рассуждает доцент политологии, профессор Мурат Суюнбаев.

Припаркованный автомобиль. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Эксперт: отказ от привилегий депутата — популизм
Нынешний рекорд самой многолетней работы главой правительства в демократическом государстве поставил Таге Эрландер (премьер-министр Швеции с 1946-го по 1969 год, в общей сложности 23 года без перерыва). Он победил на всех восьми выборах и ушел в отставку из-за возраста.

Среди глав правительств в мире рекорд по продолжительности непрерывного правления принадлежит действующему премьер-министру Бахрейна Халифу ибн Салман аль-Халифу, возглавлявшему правительство с 1970 года по настоящее время, то есть 45 лет, — как говорится, почувствуйте разницу!

А как обстоят дела у нас и у других стран, переходящих к рыночной экономике? 

Кыргызстан — парламентско-президентская республика. Всего 28 премьеров со средним сроком правления 10 месяцев:

  1. Насирдин Исанов
  2. Андрей Иордан
  3. Турсунбек Чынгышев 
  4. Алманбет Матубраимов (и.о.)
  5. Апас Джумагулов 
  6. Кубанычбек Жумалиев 
  7. Борис Силаев (и.о.)
  8. Жумабек Ибраимов 
  9. Борис Силаев (и.о.)
  10. Амангельды Муралиев 
  11. Курманбек Бакиев 
  12. Николай Танаев 
  13. Курманбек Бакиев 
  14. Медетбек Керимкулов (и.о.)
  15. Феликс Кулов 
  16. Азим Исабеков 
  17. Алмазбек Атамбаев 
  18. Искендербек Айдаралиев (и. о.)
  19. Игорь Чудинов 
  20. Данияр Усенов 
  21. Роза Отунбаева 
  22. Алмазбек Атамбаев 
  23. Омурбек Бабанов 
  24. Омурбек Бабанов 
  25. Аалы Карашев (и.о.)
  26. Жанторо Сатыбалдиев 
  27. Джоомарт Оторбаев 
  28. Темир Сариев 

Сравним этот показатель с европейскими странами и нашими соседями.

Атамбаев отправил в отставку правительство Сариева
Чешская Республика — парламентская республика: 13 премьеров, 22 месяца.

Латвийская Республика — парламентская республика: 14 премьеров, 22 месяца.

Литовская Республика — парламентско-президентская республика: 34 премьера, 9 месяцев.

Эстонская Республика — парламентская республика: 11 премьеров, 26 месяцев.

Республика Молдова — парламентская республика: 14 премьеров, 20,5 месяца.

Республика Казахстан — президентская республика: 12 премьеров, 32 месяца.

Республика Узбекистан — президентская республика: 4 премьера, 72 месяца.

Республика Таджикистан — президентская республика: 9 премьеров, 32 месяца.

И все-таки нашлась страна, которая нас переплюнула — Литва, и разгадка, похоже, кроется в форме правления — парламентско-президентская республика.

Что такое 9-10 месяцев в кресле главы кабмина? Человек только-только начинающий понимать, как управлять исполнительной властью, получает "пенделя под зад". И никаких реформ! Вот, оказывается, что это такое — парламентско-президентская республика!

По сути, оказывается, что в Кыргызстане и Литве на самом деле постоянно действует временное правительство, иначе и не назовешь. А в Кыргызстане к тому же, судя по двум революциям, самая популярная форма правления — "правительство в изгнании".

Человеческий капитал (знания и умения людей) признан ООН самым важным ресурсом развития, а у нас человеческий капитал премьер-министров попросту разбазаривается. 

Заседание депутатов в Жогорку Кенеш - Sputnik Кыргызстан
В Жогорку Кенеше назвали лидеров фракций парламента
Президенту было бы неплохо как-то влиять на эту ненормальную ситуацию, чтобы коалиционные интриги и амбиции лидеров не стояли выше национальных интересов.

Оправдывает ли себя парламентско-президентская форма правления? 

В Кыргызстане население примерно 6 миллионов человек, ВВП (номинал на 2012 год) — 6,473 миллиарда долларов. На душу населения всего 1 160 долларов. 

А в США, например, население 325 миллионов жителей (в 55 раз больше КР), ВВП — 16,724 триллиона долларов (в 2 500 раз больше, чем в КР) и на одного человека — 49 тысяч 922 долларов. При этом в Штатах президент сам возглавляет правительство, а в Кыргызстане и других постсоветских странах — это "западло".

По сути, в большинстве постсоветских стран все еще остается советский формат правления: первое лицо (ранее 1-й секретарь, сейчас президент) решает все вопросы, но ни за что не отвечает; второе лицо (председатель Совета Министров/премьер-министр) отвечает за все вопросы, но ничего не решает. Налицо нарушение фундаментального принципа единства прав и обязанностей!

Парламентская же республика означает, что наряду с премьером есть президент с функциями английской королевы — своего рода политический трансвестит, который дорого обходится бюджету небогатых стран типа нашей.

А везет ли Кыргызстану с премьер-министрами? Ответ на этот вопрос можно получить, лучше всего используя принцип сравнительности, основы которого были заложены еще Аристотелем и без которого невозможно представить современную политологию. 

К тому же есть хороший повод для такого анализа и подведения некоторых итогов состоятельности института премьер-министров в нашей стране: скоро Жогорку Кенеш нового созыва приступит к эпопее формирования нового правительства. Посмотрим, стоит ли игра свеч.

Портфель депутата на заседании в Жогорку Кенеше. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Первое заседание Жогорку Кенеша VI созыва открыл Анвар Артыков
В связи с этим я решил провести небольшой опрос среди чиновников, так или иначе связанных с политикой и проработавших с разными премьер-министрами при разных президентах.

Главная проблема заключалась в том, чтобы найти адекватных и склонных к сотрудничеству политиков в качестве респондентов. Так как большинство действующих политиков, скорее всего, сочли бы необходимым проявить "политкорректность" (читай — молчание), то нужны были люди (большая их часть – общественные и другие деятели), знающие руководителей страны не понаслышке, но в то же время достаточно объективно относящиеся к ним и готовые высказаться. 

Это была непростая задача, но для обеспечения равных условий были опрошены четыре респондента — по одному на каждый президентский период. Среди них ответственный работник администрации/аппарата президента, экс-спикер, экс-министры с учеными степенями.

Подчеркну, что целью настоящего опроса было выявить не количественную оценку (тонн, метров), а относительную (кто лучше, кто хуже). 

Для проведения рейтинга респондентам предложили выделить трех лучших и трех худших премьер-министров.

Результаты опроса обобщены в таблице следующим образом:

Лучшие премьер-министры КР

Место

Респондент 1

Респондент 2

Респондент 3

Респондент 4

1

Джоомарт Оторбаев

Жанторо Сатыбалдиев

Апас Джумагулов

Омурбек Бабанов

2

Курманбек Бакиев

Алмазбек Атамбаев

Джоомарт Оторбаев

Амангельди Муралиев

3

Сариев Т.

Омурбек Бабанов

Борис Силаев

Курманбек Бакиев

 

Худшие премьер-министры КР

Место

Респондент 1

Респондент 2

Респондент 3

Респондент 4

1

Кубанычбек Жумалиев
Джоомарт Оторбаев
Кубанычбек
Жумалиев
Кубанычбек Жумалиев

2

Азимбек Исабеков

Омурбек Бабанов

Данияр Усенов

Аалы Карашев

3

Борис Силаев

Аалы Карашев

Медетбек Керимкулов

Азимбек Исабеков

 

При опросе трудно было отделить деловые качества от личностных. Поэтому у одного респондента Омурбек Бабанов попал как в список лучших ("за работу"), так и в список худших ("за лошадь").

На первое место среди лучших премьеров вышел Джоомарт Оторбаев, а на втором оказался Бабанов.

Среди названных худшими главами кабмина первое место занял Кубанычбек Жумалиев, вторую и третью позиции разделили Аалы Карашев и Азим Исабеков.

Портфель на стуле. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Много ли для счастья надо — мой наказ депутатам
Результаты этого краткого мини-опроса не стоит ни переоценивать, ни недооценивать. Над ними нужно размышлять: что такое премьер-министры вообще, роль института премьер-министра в мире в целом и для Кыргызстана в частности? 

Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает

Из письма посланника Сардинского королевства графа Жозефа де Местра (1753—1821), который провел в России 14 лет. Возможно, что он перефразировал известную фразу философа Монтескье из его сочинения "Дух законов": "Каждый народ достоин своей участи". 

Смысл выражения прост: если правительство плохо, аморально, неэффективно и так далее и тому подобное, то виноваты в этом сами граждане страны, которые позволяют такому правительству существовать, не могут его контролировать и заставить работать.

___________

  • Прайм-тайм — наиболее выгодное и высокооплачиваемое время для размещения рекламы в радио и телеэфире. 
  • Премьер-министр — первый, главный министр, глава правительства в странах, где эта должность отделена от поста главы государства. 
Лента новостей
0