О том, что для итальянцев все это уже в прошлом, и страна уже не является олицетворением политической чехарды и что, похоже, этим олицетворением незаметно становится Кыргызстан, рассуждает доцент политологии, профессор Мурат Суюнбаев.
Среди глав правительств в мире рекорд по продолжительности непрерывного правления принадлежит действующему премьер-министру Бахрейна Халифу ибн Салман аль-Халифу, возглавлявшему правительство с 1970 года по настоящее время, то есть 45 лет, — как говорится, почувствуйте разницу!
А как обстоят дела у нас и у других стран, переходящих к рыночной экономике?
Кыргызстан — парламентско-президентская республика. Всего 28 премьеров со средним сроком правления 10 месяцев:
- Насирдин Исанов
- Андрей Иордан
- Турсунбек Чынгышев
- Алманбет Матубраимов (и.о.)
- Апас Джумагулов
- Кубанычбек Жумалиев
- Борис Силаев (и.о.)
- Жумабек Ибраимов
- Борис Силаев (и.о.)
- Амангельды Муралиев
- Курманбек Бакиев
- Николай Танаев
- Курманбек Бакиев
- Медетбек Керимкулов (и.о.)
- Феликс Кулов
- Азим Исабеков
- Алмазбек Атамбаев
- Искендербек Айдаралиев (и. о.)
- Игорь Чудинов
- Данияр Усенов
- Роза Отунбаева
- Алмазбек Атамбаев
- Омурбек Бабанов
- Омурбек Бабанов
- Аалы Карашев (и.о.)
- Жанторо Сатыбалдиев
- Джоомарт Оторбаев
- Темир Сариев
Сравним этот показатель с европейскими странами и нашими соседями.
Латвийская Республика — парламентская республика: 14 премьеров, 22 месяца.
Литовская Республика — парламентско-президентская республика: 34 премьера, 9 месяцев.
Эстонская Республика — парламентская республика: 11 премьеров, 26 месяцев.
Республика Молдова — парламентская республика: 14 премьеров, 20,5 месяца.
Республика Казахстан — президентская республика: 12 премьеров, 32 месяца.
Республика Узбекистан — президентская республика: 4 премьера, 72 месяца.
Республика Таджикистан — президентская республика: 9 премьеров, 32 месяца.
И все-таки нашлась страна, которая нас переплюнула — Литва, и разгадка, похоже, кроется в форме правления — парламентско-президентская республика.
Что такое 9-10 месяцев в кресле главы кабмина? Человек только-только начинающий понимать, как управлять исполнительной властью, получает "пенделя под зад". И никаких реформ! Вот, оказывается, что это такое — парламентско-президентская республика!
По сути, оказывается, что в Кыргызстане и Литве на самом деле постоянно действует временное правительство, иначе и не назовешь. А в Кыргызстане к тому же, судя по двум революциям, самая популярная форма правления — "правительство в изгнании".
Человеческий капитал (знания и умения людей) признан ООН самым важным ресурсом развития, а у нас человеческий капитал премьер-министров попросту разбазаривается.
Оправдывает ли себя парламентско-президентская форма правления?
В Кыргызстане население примерно 6 миллионов человек, ВВП (номинал на 2012 год) — 6,473 миллиарда долларов. На душу населения всего 1 160 долларов.
А в США, например, население 325 миллионов жителей (в 55 раз больше КР), ВВП — 16,724 триллиона долларов (в 2 500 раз больше, чем в КР) и на одного человека — 49 тысяч 922 долларов. При этом в Штатах президент сам возглавляет правительство, а в Кыргызстане и других постсоветских странах — это "западло".
По сути, в большинстве постсоветских стран все еще остается советский формат правления: первое лицо (ранее 1-й секретарь, сейчас президент) решает все вопросы, но ни за что не отвечает; второе лицо (председатель Совета Министров/премьер-министр) отвечает за все вопросы, но ничего не решает. Налицо нарушение фундаментального принципа единства прав и обязанностей!
Парламентская же республика означает, что наряду с премьером есть президент с функциями английской королевы — своего рода политический трансвестит, который дорого обходится бюджету небогатых стран типа нашей.
А везет ли Кыргызстану с премьер-министрами? Ответ на этот вопрос можно получить, лучше всего используя принцип сравнительности, основы которого были заложены еще Аристотелем и без которого невозможно представить современную политологию.
К тому же есть хороший повод для такого анализа и подведения некоторых итогов состоятельности института премьер-министров в нашей стране: скоро Жогорку Кенеш нового созыва приступит к эпопее формирования нового правительства. Посмотрим, стоит ли игра свеч.
Главная проблема заключалась в том, чтобы найти адекватных и склонных к сотрудничеству политиков в качестве респондентов. Так как большинство действующих политиков, скорее всего, сочли бы необходимым проявить "политкорректность" (читай — молчание), то нужны были люди (большая их часть – общественные и другие деятели), знающие руководителей страны не понаслышке, но в то же время достаточно объективно относящиеся к ним и готовые высказаться.
Это была непростая задача, но для обеспечения равных условий были опрошены четыре респондента — по одному на каждый президентский период. Среди них ответственный работник администрации/аппарата президента, экс-спикер, экс-министры с учеными степенями.
Подчеркну, что целью настоящего опроса было выявить не количественную оценку (тонн, метров), а относительную (кто лучше, кто хуже).
Для проведения рейтинга респондентам предложили выделить трех лучших и трех худших премьер-министров.
Результаты опроса обобщены в таблице следующим образом:
Лучшие премьер-министры КР
Место |
Респондент 1 |
Респондент 2 |
Респондент 3 |
Респондент 4 |
1 |
Джоомарт Оторбаев |
Жанторо Сатыбалдиев |
Апас Джумагулов |
Омурбек Бабанов |
2 |
Курманбек Бакиев |
Алмазбек Атамбаев |
Джоомарт Оторбаев |
Амангельди Муралиев |
3 |
Сариев Т. |
Омурбек Бабанов |
Борис Силаев |
Курманбек Бакиев |
Худшие премьер-министры КР
Место |
Респондент 1 |
Респондент 2 |
Респондент 3 |
Респондент 4 |
1 |
Кубанычбек Жумалиев |
Джоомарт Оторбаев |
Кубанычбек Жумалиев |
Кубанычбек Жумалиев |
2 |
Азимбек Исабеков |
Омурбек Бабанов |
Данияр Усенов |
Аалы Карашев |
3 |
Борис Силаев |
Аалы Карашев |
Медетбек Керимкулов |
Азимбек Исабеков |
При опросе трудно было отделить деловые качества от личностных. Поэтому у одного респондента Омурбек Бабанов попал как в список лучших ("за работу"), так и в список худших ("за лошадь").
На первое место среди лучших премьеров вышел Джоомарт Оторбаев, а на втором оказался Бабанов.
Среди названных худшими главами кабмина первое место занял Кубанычбек Жумалиев, вторую и третью позиции разделили Аалы Карашев и Азим Исабеков.
Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает
Из письма посланника Сардинского королевства графа Жозефа де Местра (1753—1821), который провел в России 14 лет. Возможно, что он перефразировал известную фразу философа Монтескье из его сочинения "Дух законов": "Каждый народ достоин своей участи".
Смысл выражения прост: если правительство плохо, аморально, неэффективно и так далее и тому подобное, то виноваты в этом сами граждане страны, которые позволяют такому правительству существовать, не могут его контролировать и заставить работать.
___________
- Прайм-тайм — наиболее выгодное и высокооплачиваемое время для размещения рекламы в радио и телеэфире.
- Премьер-министр — первый, главный министр, глава правительства в странах, где эта должность отделена от поста главы государства.