Ответственность за теракты, совершенные 13 ноября в Париже, взяла на себя террористическая организация "Исламское государство". Полиция уже установила личности троих из восьми террористов. Отпечатки пальцев показали, что один из нападавших оказался гражданином Франции. По предварительным данным, двое других — граждане Сирии и Египта. Причем владелец сирийского паспорта въехал в ЕС в качестве беженца через территорию Греции.
Время проведения терактов в Париже не было случайным. Это произошло накануне открытия саммита "Большой двадцатки" в Анталье (Турция) и встречи в Вене по урегулированию сирийского кризиса на уровне министров иностранных дел. Фактически это был вызов международному сообществу.
По-видимому, выбор именно Парижа в качестве объекта террористической атаки обусловлен следующими причинами:
- относительно невысокий уровень подготовки национальных спецслужб (во всяком случае, по сравнению с Секретной разведывательной службой Великобритании "Ми-6");
- значительное вовлечение Франции в вооруженные конфликты Северной Африки и Ближнего и Среднего Востока.
В настоящее время в воздушных ударах по Сирии задействовано 12 французских боевых самолетов, которые (почему-то) периодически наносят удары по сирийским курдам — одному из основных противников радикальной организации "Исламское государство".
- Франция совместно с Германией — локомотив развития ЕС. В таких условиях террористическая атака по Парижу означает удар по ЕС в целом, что на фоне проблемы беженцев может привести, например, к прекращению действия Шенгенского соглашения;
- у Франции статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. Следовательно, показывая уязвимость страны для террористов, радикалы дискредитируют роль Совета Безопасности ООН — основного органа по решению глобальных вопросов войны и мира.
Трагические события в Париже имеют отношение и к территории постсоветского пространства.
Во-первых, поток сирийских беженцев проходит и в этом направлении. Первоначально он был представлен армянами, которые бежали от войны в сирийском городе Алеппо. Тогда это опасности не представляло ввиду как их христианской принадлежности, так и стремления использовать Армению в качестве транзитного государства по пути на Запад (в первую очередь во Францию и США). Сейчас же сирийские беженцы в значительной степени являются мусульманами, что, как минимум, требует фильтрации на границе с целью выявления их принадлежности к различным радикальным организациям.
В-третьих, "Исламское государство" активно использует как Россию, так и другие государства-члены СНГ (в первую очередь страны Центральной Азии) для набора в свои ряды радикалов-исламистов. Деятельность по вербовке сторонников может сопровождаться созданием так называемых "спящих ячеек" террористов. Именно этой проблеме было посвящено 39-е заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, которое прошло в Москве в конце октября нынешнего года.
В частности, было принято решение уделить особое внимание вопросам "вскрытия и ликвидации "спящих" террористических ячеек, а также пресечения работы вербовщиков, организующих выезд граждан стран СНГ за рубеж "в зоны активности интернациональных бандитских группировок". Для этого предполагается совместно выявлять и ликвидировать каналы переброски боевиков и поставки вооружений, источников финансирования этой преступной деятельности, активизировать соответствующий обмен информацией и усовершенствовать мониторинг сети Интернет, который служит для пропаганды различных форм экстремизма, в том числе религиозного.
Таким образом, теракты в Париже выявили уязвимость всей системы региональной безопасности, не способной эффективно противостоять различного рода радикалам. Это будет сохраняться до тех пор, пока ведущие государства не смогут договориться о едином подходе к борьбе с международным терроризмом. Хочется надеяться, что нынешний саммит "Большой двадцатки" в Анталье позволит существенно продвинуться в этом направлении с целью недопущения подобных трагедий в будущем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции