БИШКЕК, 18 ноя — Sputnik. Великий писатель Чингиз Айтматов называл эпос "Манас" "вершиной кыргызского духовного мира". Он является гордостью всего кыргызского народа. Это одна из тех ценностей, которая дает духовную пищу и идеологическое направление, считают ученые.
О вещих снах, сакральной цифре "40", о том, где еще встречается имя Манас и о других фактах кыргызского эпоса корреспонденту Sputnik рассказали доктор филологических наук Аскар Медетов и сказитель эпоса "Манас" Талантаалы Бакчиев.
1. Загадка сказителя
Очень много загадок вокруг того, кто и как становится манасчи. Известно, что почти все известные сказители "встречаются" с духами героев эпоса во сне и даже наяву. Наваждение преследует будущих манасчи, пока они полностью не отдадут себя этому искусству. Это одно из самых загадочных явлений, сопровождающих сказительское мастерство.
2. Уникальный слог
Сказители эпоса используют необычный и уникальный в своем роде мотив, который присущ только эпосу "Манас". Текст имеет форму, характерную для кыргызской народной поэзии. Во всех вариантах "Манаса" используется стихотворный размер из шести-семи сложных силлабических слогов. В силлабическом стихосложении (от греч. syllabe — "слог") длина стиха определяется только количеством слогов вне зависимости от количества ударений; стихи называются 2-, 3-, 4-, 5-, 6-сложными и т.д. В строках допускается и иное количество слогов.
3. Как он там появился?
В Корее жители назвали одну из горных вершин Манас, в соседнем Казахстане есть пастбище Манас, а в Японии существует город Семетей.
"Манас известен на всю Вселенную. О, как же счастлив кыргызский народ, создавший его!" — эти строки написал в своей книге "Плач охотника над пропастью" Чингиз Айтматов.
4. Сакральное число "40"
В эпосе "Манас", как и во всех эпических произведениях, есть свои сакральные цифры. Цифра "40" (по-кыргызски "кырк") имеет скрытый смысл, который созвучен с названием народа "кыргыз" — сорок племен, сорок дружин, сорок дней (поминки), сорок девушек и много других примеров. Кроме этого, в эпосе также считаются сакральными числа "3", "5", "7", "9", "12".
5. Более 80 вариантов сказания
Основными вариантами эпоса "Манас" считаются варианты сказания по Саякбаю Каралаеву и Сагымбаю Орозбакову.
Также широко известны версии манасчи Молдобасана Мусулманкулова, Багыша Сазанова, Шапака Рысмендиева, Ибраима Абдрахманова.
В Китае распространено исполнение эпоса этническим кыргызом Жусупом Мамаем. Кроме того, существует вариант Тоголока Молдо, записанный известным тюркологом Василием Радловым в начале ХХ века.
По разным подсчетам, эпос "Манас" имеет более восьмидесяти версий, в число которых, помимо изданных книг, входят многочисленные рукописные варианты, которые хранятся в архиве Национальной академии наук КР, у самих сказителей и их родственников.
6. Культурное наследие эпоса
В 30-х годах прошлого века по его мотивам была написана одна из первых кыргызских опер "Айчурек" (невестка Манаса, супруга Семетея), а затем опера "Манас". Режиссеры Болот Шамшиев, Евгений Котлов и Мелис Убукеев снимали по нему научно-публицистические фильмы. В свет также вышли драма "Манас-Алмамбет", трилогия "Манас", "Семетей", "Сейтек", роман "Тенири Манас".
7. Пророк, спаситель или высший разум
Происхождение топонима Манас ученые Мухтар Ауэзов и Александр Бернштам объясняли, опираясь на некоторые научные гипотезы, рассказал ученый Аскар Медетов. По одной из версий, слово "Манас" связывают с именем одного из древних пророков, но, по его мнению, это очень спорный вопрос.
"В VI–VIII веках нашей эры, в енисейскую эпоху, существовала манихейская религия, которой придерживалось Уйгурское ханство. У этой религии были святые писания, повествующие о пророке Манихее. Она распространилась на территории Енисея и Сибири. Ауэзов и Бернштам считали, что имя пророка постепенно менялось и стало сначала Манесса, а затем Манас. По их мнению, образ пророка постепенно превратился в образ героя и защитника народа", — сказал Медетов.
По другой версии имя Манас состоит из двух слов — "Ман" и "Ас", которые обозначают "первочеловек" или "лучший человек".
Интересную точку зрения высказывал философ и художник Николай Рерих, который считал, что имя Манас обозначает "высший разум".
8. Больше, чем в "Войне и мире"
В эпосе "Манас" описано около 600 героев, включая кырк чоро (дружину Манаса). Самое большое количество персонажей в варианте Сагымбая Орозбакова. Главными героями эпоса являются Манас, Каныкей, Бакай, Чыйырды, Алмамбет, Джакып, Кошой, Айчурек, Кульчоро. В роли отрицательных персонажей в сказании описаны Конурбай, Нескара, Канчоро, Джолой и другие. В древнем эпосе также встречается более 800 топонимов.
Для сравнения, в одном из самых крупных произведений мировой литературы — романе Льва Толстого "Война и мир" — около 500 героев.
9. Только цифры
Самый большой вариант народного эпоса насчитывает более пятисот тысяч строк. Ученые записали вариант известного сказителя Саякбая Каралаева, который содержит 500 тысяч 553 строки.
Манасчи рассказал трилогию "Манас", "Семетей", "Сейтек", а также сказания о потомках богатыря — батырах Кенене, Алымсарыке и Кулансарыке.
Вариант Джусупа Мамая содержит 500 тысяч строк. Он сказывал о событиях времен самого Манаса и до его восьмого поколения.
10. Самый-самый
Текст эпоса в 20 раз больше "Илиады" и "Одиссеи" великого Гомера. В пять раз больше персидского эпоса "Шахнаме". В два с половиной раза превосходит древнеиндийский эпос "Махабхарата".
Все известные мировые сказания, вместе взятые, не смогут сравниться по объему с "Манасом" Саякбая Каралаева.
11. Так сколько же лет эпосу на самом деле?
Когда появился "Манас"? Существует множество мнений, но если учитывать, что в 1995 году было отмечено 1000-летие эпоса, то на сегодня ему исполнилось 1020 лет.
Из разных гипотез о времени возникновения эпоса три можно выделить как наиболее обоснованные:
- По версии Мухтара Ауэзова и Александра Бернштама, он появился в IX веке. Это время известно как енисейский период в истории кыргызов — возникновение кыргызского великодержавия и эпоха правления Барсбека.
- Ученый Болот Юнусалиев считает, что эпос появился в IX-XI веках в эпоху правления Караханидов. Этот период ознаменован в истории кыргызского народа победой над кара-китайцами и появлением кыргызов на территории Ала-Тоо.
- По версии историка Виктора Жирмунского, сказание о батыре Манасе возникло между XV и XVIII веками в период правления джунгарских ханов.
12. Русский ученый, и окно в Европу
Впервые эпос "Манас" был издан в Санкт-Петербурге. В 1885 году увидел свет написанный кириллицей на кыргызском языке вариант, записанный известным ученым-тюркологом Василием Радловым. В том же году часть эпоса была переведена на немецкий и издана в Лейпциге.
Таким образом, этнограф и археолог Радлов первым представил древний эпос Европе.
В советский период, в 1925 году, сказание было опубликовано в варианте сказителя Тыныбека. С тех пор оно не раз издавалось в различных вариантах. Последним в нынешнем году вышел в свет девятитомник по варианту Сагымбая Орозбакова (180 тысяч строк). А в Китае опубликован 18-томный вариант Джусупа Мамая. Самая объемная версия Саякбая Каралаева издавалась несколько раз.
13. Институт "Манаса"
В настоящее время исследованием эпоса занимается отдел манасоведения при Национальной академии наук КР, там же хранятся и рукописи. В Кыргызском государственном университете имени Ишеналы Арабаева функционирует Институт манасоведения, а при Национальном университете — кафедра.
14. Ду ю спик инглиш?
Читатели изучают древнее сказание на монгольском, чешском, болгарском, венгерском, уйгурском, казахском и узбекском языках и языке Омара Хайяма — фарси. Более того, оно переведено на все наиболее распространенные языки мира, кроме арабского и испанского.
15. Мировое наследие
Произведение кыргызского устного народного творчества входит в число шедевров мировой культуры. Трилогия включена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.