Все еще продолжающиеся подземные толчки в Алайском и Кара-Сууйском районах Ошской области оставили многих жителей без крова, которые теперь вынуждены зимовать в палатках.
Агентство Sputnik побеседовало с теми, кто оказался в тяжелом положении.
Куда я пойду с маленькими детьми…
В результате землетрясения 64-летняя жительница села Арпа-Тектир Алайского района Ыкыбал Самиева с маленькими внуками осталась на улице.
Ее муж давно умер, и своими силами женщина не смогла создать условия для проживания детей. Некоторые из них разъехались, другие остались в доме и обзавелись семьями. В конце концов в трехкомнатном доме стали проживать восемнадцать человек.
Их жилье, построенное полвека назад, признано аварийным.
— Сколько у вас детей?
— Я мать-героиня. У меня 9 детей, 20 внуков и правнуков, слава Богу. В трехкомнатном доме прошлой зимой жили пять семей — 18 человек.
— А вы можете где-нибудь временно пожить?
— Нам идти некуда. У родственников вряд ли всем найдется место — нас слишком много. Сейчас сижу на улице. Тепло одела внуков, они играют. Если выделят палатку на девять человек, три семьи будут жить вместе. Одного сына с семьей отправила к родственникам жены.
Если сегодня не выдадут обещанную правительством палатку, опять придется ночевать в разваливающемся доме, сказала женщина.
Когда этот материал был уже подготовлен, глава айыльного округа Конур-Добе Максат Анарбаева сообщила, что семье Самиевой уже выделена палатка.
Обстановка в Кара-Суу
По его словам, комиссия проверила 705 домов в этом селе и выявила, что 10 из них разрушены полностью. Еще 142 представляют опасность для жизни. Сейчас пострадавшим предоставлены палатки.
Решается вопрос о выделении продуктов из государственных резервов, добавил Матраимов. Он отметил, что в течение 15-30 дней будут возведены так называемые мобильные дома, которые сразу же передадут в пользование нуждающимся.
"Несмотря на инвалидность, с трудом получила палатку"
Однако местные отмечают, что палаток хватает не всем.
"Получают только те, кто хлопочет, а старики и инвалиды остаются ни с чем", — говорят местные жители.
Инвалид 1-й группы 61-летняя Батмакан Султанкулова рассказывает, что, несмотря на состояние здоровья, ей пришлось "побегать" и только в пятницу удалось получить палатку.
"Наш четырехкомнатный дом полностью разрушен. Чтобы получить палатку, пришлось побегать. Но в ней нет печи. Не знаю, что делать. Переживаю, как будем зимовать в палатке", — сказала Султанкулова.
"Куда мне идти с четырьмя детьми?"
Дом матери четверых детей Алтынай Маматовой тоже пострадал от землетрясения — рухнула одна из стен. Поскольку ей также досталась палатка без печи, она подумывает установить в ней ту, что стояла в доме.
"Младшему ребенку всего годик. Муж уехал на заработки в Москву, чтобы прокормить нас. Сейчас невозможно ночевать в палатке — слишком холодно. Младшего передала маме, чтобы не простудился. Если пойдет снег, в палатке жить будет невозможно", — отметила Маматова.
Из-за повторных подземных толчков в школу своих детей она, как и большинство родителей в Оше, отпускать боится.
"В школу не ходим, потому что толчки все еще повторяются. Дети и сами очень сильно напуганы. В стенах школы тоже образовались трещины. Так что там опасно", — пожаловалась женщина.
Сейчас большую часть времени жители села Кызыл-Суу проводят на улице, так как боятся разрушения домов.
Кыргызгидромет предупреждает, что в горных районах республики в эти выходные ожидаются дождь со снегом, а в предгорьях — снег.