Sputnik предупреждает, что это не рейтинг отечественных бизнесменов с миллионами на счетах. Это вдохновляющие примеры успешных людей, чей возраст не превышает 35 лет. Истории кыргызстанцев, самостоятельно построивших бизнес при минимальных вложениях, но с выигрышной идеей.
Руслан Егоров, 26 лет — открыл первый хостел в Кыргызстане:
— Для меня не зазорно помыть туалет и самому сделать ремонт, если я болен идеей. Если бы было иначе, ничего не получилось бы.
Я привез идею открытия хостела из Сан-Франциско. Для заметки: хостел — это не американский садистский хоррор-триллер, а в буквальном смысле слова общежитие с особенной атмосферой, симбиоз европейских апартаментов, русских доходных домов и американских мотелей, которые еще сотни лет назад предлагали непривередливым путешественникам недорогое место для ночевки.
Кстати, за 4 года новое веяние, вначале не нашедшее поддержки у кыргызстанцев, стало полноценным бизнесом, полным конкурентов.
С началом туристического сезона в гору пошел и наш бизнес. Люди, ночующие во дворе хостела в палатках, а кто-то в спальных мешках на полу (овербукинг), подтолкнули нас к расширению дела.
Заработанное за сезон мы вложили в новый хостел, пришлось взять и кредит. 150 тысяч долларов вложений, реклама в Интернете и солнечный коллектив из десяти человек, говорящий на английском лучше, чем большая часть наших посетителей, привели к успеху.
В этом сезоне нас посетили более 3 тысяч человек из 15 стран. Заработали мы около 22 тысяч долларов.
Таттубубу Эргешбаева, 23 года — открыла юридическую компанию "Эргешбаева и партнеры":
— Моя миссия в том, что я готова вносить социальный вклад во благо мира во всем мире, как бы глобально это не звучало.
Прежде чем открыть свою компанию, я три года отработала наемным юристом. Идея открытия своего бизнеса зрела еще со студенческой скамьи. Но тогда я еще точно не знала, какую нишу займу.
Сначала с друзьями занялась импортом китайских товаров, но дело прогорело. После этого решили привозить из Джалал-Абада фруктовую продукцию и продавать в Бишкеке, но и здесь нас ждали убытки.
Мне всегда хотелось помогать людям, наверное, поэтому я сейчас там, где я есть, и где успешна.
Чтобы открыть юридическую компанию, мне понадобилось всего 20 тысяч сомов, да и те ушли на закупку канцелярии. Сейчас месячный денежный оборот составляет 200-250 тысяч сомов.
Коллектив у нас небольшой — всего три человека, которые изо дня в день консультируют и юридически сопровождают деятельность бизнесменов.
Тилек Токтогазиев, 24 года — владелец трех успешно развивающихся бизнес-проектов:
— Чтобы зарабатывать деньги, диплом не нужен… Эта мысль разрушила все мои планы на ближайшее будущее — работа в МИДе и параллельно небольшой бизнес, но зато породила немало новых и успешных идей.
Остановились мы с другом на изготовлении и реализации кислородных коктейлей. Арендовали место в кинотеатре "Ала-Тоо", поставили аппарат, но все зря. Уже через месяц я понял, что идея неудачная и почти все деньги для оплаты контракта за нашу учебу (60 тысяч сомов) потрачены впустую.
"У населения было бы меньше проблем со здоровьем, если бы в страну завозили больше новых медицинских аппаратов" — эти слова профессора на одной из лекций о болезнях легких подтолкнули меня к запуску второго проекта, о котором я даже не подозревал. Недолго думая, я наладил связь с поставщиком медицинского оборудования и нанял управляющего. Этот бизнес-проект по сей день приносит мне доход.
Юношеская мечта
Удалось мне осуществить и юношескую мечту. Через 4 года после того как я, шестнадцатилетний подросток, сделал глоток эспрессо в одной из столичных кофеен, мы с другом взяли кредит. Угадайте, на что? Это была кофейня Сoffee People в только что построенном ТРЦ "Космопарк".
Кто сказал, что было не страшно? Я взял на себя все риски и первоначальное выстраивание бизнеса, а друг — управление. Все получилось так, как мы и планировали. Сумму кредита ежемесячно покрывала прибыль от продажи молочных коктейлей.
Дело всей жизни
Идея заняться тепличным бизнесом появилась, когда я занимался социальным предпринимательством в команде SIFE (сейчас— Enactus). Я был капитаном команды, и идею развивать аграрный потенциал страны поддержали все. Мы нашли агроконсультантов. Первые пять теплиц были по 50-70 квадратных метров. Спустя год их количество увеличилось до 30.
Сейчас развитие тепличного комплекса "Жашыл Чарба" — мой основной вид деятельности и главный источник доходов. Общий объем производства на первое полугодие 2015 года составил более 30 тонн огурцов и 8 тонн помидоров.
Этому проекту суждено было стать выигрышным с самого начала, ведь земледелие в Кыргызстане освобождено от уплаты основных налогов, а стране сейчас необходимы люди, производящие качественные продукты сельского хозяйства. Этим я и занимаюсь, выращивая только органически чистую продукцию.