БИШКЕК, 20 янв — Sputnik. Проект строительства Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада ГЭС носит геополитический характер, шансы его осуществить очень малы, считает эксперт аналитического клуба "Далил плюс" Марс Сариев.
Нарын многоводный
Нарын — крупнейшая река в Кыргызстане, на территории Узбекистана она, сливаясь с Карадарьей, дает начало Сырдарье. Река имеет падение более 3 километров и, по оценкам экспертов, большой гидропотенциал — 36,5 миллиарда киловатт-часов в год.
В советское время на Нарыне был построен каскад из пяти ГЭС — Токтогульской, Курпсайской, Таш-Кумырской, Шамалды-Сайской, Уч-Курганской.
Последняя проектировалась как верхняя ступень каскада мощностью 1900 мегаватт и среднегодовой выработкой 5,088 миллиарда киловатт-часов. Подготовительные работы начались в 1986 году, но после развала СССР строительство приостановилось. В 2012-м между Россией и Кыргызстаном было подписано соглашение о совместной реализации проекта.
Вверх по течению
ВНК — гидроэнергетический комплекс из четырех гидроэлектростанций общей мощностью 237,7 мегаватта в верхнем течении реки Нарын. Строительство каскада велось с 2013 года в соответствии с межправительственным соглашением между Кыргызстаном и Россией, подписанным 20 сентября 2012-го. Пуск первого гидроагрегата был намечен на 2016 год, а полное завершение строительства планировалось в 2019-м.
Инструмент или необходимость?
Эксперт и общественный деятель Зульфия Марат считает, что Кыргызстан должен был не денонсировать соглашения, а просто пересмотреть, изменить тексты соглашений 2012 года или предложить более дешевые и жизнеспособные проекты.
"Очевидно, что не Россия инициировала соглашения, это было наше предложение, да и энергия нужна нам. Поэтому при возникновении сложностей в финансировании у российской стороны необходимо было не рубить сук, на котором сидим, а найти компромисс", — сказала Марат.
Эксперт аналитического клуба "Далил плюс" Марс Сариев считает, что строительство ВНК и Камбар-Атинской ГЭС-1 изначально было политическим проектом.
"Высокая сейсмичность района как в техническом, так и в геополитическом плане, — вот основные причины, почему проект изначально был ошибочным. Не забывайте, проектировали строительство в СССР, оно вызывало общий региональный интерес, а с обретением независимости государств ЦА этот аспект исчез, и вряд ли в ближайшем будущем главы региона смогут договориться о проектах такого масштаба", — сказал Сариев.
С другой стороны, амбициозный проект — это еще и инструмент воздействия на соседей: Узбекистан и Казахстан. И этим не преминула воспользоваться Россия с целью влияния на президента Ислама Каримова, который, кстати, не раз заявлял о возможности конфликтов из-за водных ресурсов.
Есть ли выход?
По мнению Зульфии Марат, денонсация негативно отразится на отношениях Кыргызстана с РФ, которая даже в экономический кризис сохраняет возможность осуществлять зарубежные инвестиции.
"В нашем случае в условиях энергетического кризиса ту же Камбар-Ату-2 можно было бы довести до конца, запустив оставшиеся блоки, или предложить России проект по строительству Кара-Кечинской ТЭС", — сказала эксперт.
По мнению Марса Сариева, ситуация с денонсацией сложная — теперь нам придется возвращать деньги и искать инвесторов. Арабские страны, Китай могли бы ими стать, но вряд ли они захотят вкладываться в проект с большим сроком окупаемости и иметь сложности в виде форс-мажорных обстоятельств.
Но, по мнению эксперта, электроэнергия жизненно необходима Кыргызстану, поэтому выход можно найти в строительстве малых ГЭС, а Россия могла бы выступить здесь в качестве инвестора как партнер по ЕАЭС.
С таким мнением согласен директор предприятия "Тегирментинские ГЭС" Нияз Ирсалиев, который считает, что инвесторам лучше вложиться в дешевые и быстро окупаемые малые станции.
По его словам, строительство больших станций приводит к удорожанию себестоимости каждого киловатт-часа и соответственно к большему сроку окупаемости.
"В современных условиях это важный фактор, и решение в обеспечении энергетической безопасности можно найти в малых ГЭС, сроки строительства которых всего один год. А стоимость намного ниже — около одной тысячи долларов за киловатт, когда в том же проекте ВНК эта цифра достигает 3 тысяч. Да и экологичность и отсутствие затопляемых земель — немаловажный фактор на чаше весов", — сказал Ирсалиев.
Ранее премьер Темир Сариев заявил, что в марте объявят тендер на строительство ТЭС в Кара-Кече. Также глава кабмина считает, что из-за денонсации соглашения с Россией по строительству Верхненарынского каскада ГЭС и Камбар-Атинской ГЭС в неотложном порядке нужно объявить тендер на строительство малых ГЭС.