На Нюрнбергском процессе, где судили главарей Третьего рейха, одним из доказательств преступлений гитлеровцев против человечности стал дневник ленинградской девочки Тани Савичевой. За несколькими короткими строчками — трагедия осажденного города.
К сентябрю 1941 года немецко-фашистские войска вплотную подошли к Ленинграду, после захвата которого он, равно как и Москва, "…должен был перестать существовать".
Днем и ночью ленинградцам приходилось возводить новые рубежи обороны.
Противник был наконец остановлен… в шестнадцати километрах от центра города — Зимнего дворца.
8 сентября кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось.
Фюрер декларировал: "В этой войне мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения… Ленинграду рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно — погибнет от голодной смерти…".
И характер боев изменился: немецкие войска приступили к массированным артиллерийским обстрелам. С воздуха было сброшено несколько тысяч зажигательных бомб. Уничтожили основные склады с продовольствием, нехватку которого ленинградцы почувствовали очень скоро.
В ноябре 1941 года начался настоящий голод.
Размер пайка постоянно снижался. Рабочие получали 250 граммов хлеба в сутки. Служащие, дети, старики — по 125. Да и настоящим этот хлеб назвать было трудно: он на сорок процентов состоял из солода, овса и шелухи, а позже из целлюлозы.
Смертность от голода стала массовой. Похоронные службы ежедневно подбирали на улицах сотни трупов.
Хуже всего приходилось детям.
В записной книжке двенадцатилетней Тани Савичевой всего девять страничек: "28 декабря 1941 года Женя умерла, бабушка умерла 25 января 42-го. 17 марта Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая — дядя Леша. Мама — 13 мая. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".
Вместе с другими сиротами девочку переправили на Большую землю, но спасти ее не удалось. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она не дожила до четырнадцати лет.
За весь период блокады из города смогли эвакуировать один миллион триста тысяч человек.
Большинство вывезенных детей никогда больше не увидели своих родителей.
Единственное средство сообщения — Дорога жизни через замерзшую Ладогу — не в состоянии было обеспечить Ленинград ни продовольствием, ни военным снаряжением.
Только в 1942 году советскими вооруженными силами было предпринято пять попыток прорыва блокады. Все они оказались безуспешными.
Несмотря на то что германское командование резко в шесть раз ужесточило артиллерийский обстрел, жители воспряли духом. Жить, хоть чуть-чуть, хоть немного, стало легче.
Пройдет еще целый год, пока после мощного наступления частей Красной Армии блокада, длившаяся 872 дня, будет полностью и окончательно снята. 27 января 1944-го город на Неве отметил свое второе рождение.
Все, кто уцелел, кто смог выжить, никогда не забудут, какая страшная цена была заплачена ленинградцами за то, чтобы их город, город-красавец, город–герой остался на карте Земли.