Корреспондент Sputnik Кыргызстан Лев Рыжков побеседовал с режиссером и выяснил, почему "евразийский Голливуд" должен располагаться на берегах Иссык-Куля.
— Дмитрий, что привело вас и вашу съемочную группу в Кыргызстан?
— Во время работы над сценарием фильма "Ведьма" думал, что, скорее всего, снимать будем в Крыму. Это история про детский лагерь отдыха, сюжет завязан с горами и морем. Где еще можно снимать, как не в Крыму? Но продюсер, видя скудость финансирования, сразу сказал: "Нет! Это нереально. Мы не потянем. Это дорого!".
Тем не менее в ноябре 2013 года я съездил в Крым на отбор натуры. Мы посмотрели очень много лагерей отдыха, но вмешались непредвиденные обстоятельства. Все мы знаем, что происходило в начале 2014 года. Риски были большие. Никто ведь не знал, что там произойдет. А вдруг начнется стрельба? И как везти технику из Украины? Раньше мы могли взять ее в Киеве, а теперь придется везти через Керченский пролив. В общем, Крым для нас отпал.
Думали перенести действие в Среднюю полосу России и съездили в Ярославль и Екатеринбург, где снега по пояс. Но продюсер был настроен снимать как можно быстрее и предложил Кыргызстан.
— В первый раз были у нас?
— Да. И это, конечно, совершенно не Крым. Это совершенно другое ощущение. Когда привез первые фотографии и показал оператору, который на тот момент был оператором-постановщиком Олимпиады, он сказал: "Да ты что?! Какая-то монгольская степь. Совершенно не похоже, что там может быть пионерский лагерь!". Пришлось в начале весны еще раз уже с оператором Иваном Гудковым выехать на отбор натуры.
Нашли санаторий, правда, неработающий, но более-менее "живой" на вид. Прямо на берегу Иссык-Куля, который действительно выглядит, как море. Когда мы даже сняли там большие волны, нам не верили: "Ну это вы, наверное, где-то море подсняли".
— Получилось похоже на Крым?
— Непохоже, но некоторые не различат, ведь Крым тоже очень разный. Что выдает, так это огромные красавцы-семитысячники в снеговых шапках. Они видны, но, к сожалению, не всегда.
Летом на озере действительно очень комфортно, в домах нет кондиционеров, потому что никому они там не нужны.
А мы снимали в мае-июне, и тогда на Иссык-Куль пришла запоздалая весна. И хотя нам обещали, что скоро все распустится и будет зеленое, природа оживала очень медленно, и холод был дикий.
А история у меня летняя и все костюмы продуманы под жаркий сезон. И очень много ночных съемок, так как по сценарию этот фильм — мистический триллер. Иногда выпадал снег, и ночная работа превращалась для артистов в сущий ад. В одной очень сложной сцене главную героиню топят в море. Представляете, каково работать при низкой температуре воды.
Поэтому сцену пришлось играть в гидрокостюмах, спрятанных под одеждой. Исполнительницу главной роли Машу Баеву окунали с головой в холодную воду, так что она реально задыхалась, когда выныривала. И тем, кто топил, тоже было нелегко. В перерывах в гидрокостюмы заливали горячую воду, чтобы актеры согрелись.
В сцене, где главная героиня должна была полуголой идти по камням, мы хитрили и надевали ей чулки, но так, чтобы не было видно. А когда она должна была идти с мокрой головой, гримом делали эффект мокрых волос.
Но экстремальные условия сходили на нет, потому что вокруг нас были удивительные, фантастические и даже космические пейзажи.
— Съемочная группа была большая?
— Вместе с актерами человек тридцать, плюс двадцать кыргызстанцев из административно-продюсерской и художественной групп. С нами был замечательный художник Байышбек Исманов, которого мне очень рекомендовала еще в Москве Лариса Садилова, и его помощник Кабылжан Хамидов. Они были двигателями художественного процесса: построили нам самый сложный объект — декорацию, которую мы потом сожгли.
— Как вам работа с кыргызстанцами?
И это при том, что на Иссык-Куле дерево — это очень ценный материал, свежеспиленное стоит очень дорого, а строить надо было большую декорацию. Поэтому художественная группа ездила куда-то, покупала старые дома, разбирала их и строила.
Киногруппа — это вообще особые люди, которые посвятили всю жизнь кино и понимают, как это тяжело.
— А в чем была сложность съемки?
— По сценарию в финале главная героиня "гибнет" при пожаре. Должна была упасть крыша, а героиня во время сцены удерживает и поднимает ее обратно. Соответственно, чтобы снять все до мельчайших подробностей, съемку надо было проводить внутри деревянной постройки и при этом не сгореть.
Надо отдать должное художнику Байышу Исманову, который на вопрос: как мы сделаем этот пожар?— отвечал мне: "Не бойся, все сделаем!".
Он построил сложную декорацию со съемными стенами, оборудовал целую систему кранов, подвесов.
А еще у нас был очень хороший каскадер Сергей Воробьев. Он приезжал всего за день-два до трюковых съемок. Я ужасно волновался, но в итоге все получилось.
— А где вы жили?
— В очень хороших, современных частных домах-гостиницах. Туда приезжает, кстати, много иностранцев, и в сезон можно хорошо отдохнуть, искупаться, путешествовать по горам и всяким достопримечательностям.
— А как вам местное меню?
— У нас была большая уличная столовая под тентом. Один смешной момент — повара нас долго кормили одной лишь курицей. И когда уже все взвыли от однообразия, выяснилось, что наши девочки баранину не любят. А повара прислушались к их пожеланиям и стали кормить всех курицей. Конечно, после того как разобрались, кухня стала намного богаче (смеется). Ну и всякие праздники были — шашлыки из баранины, отличный кыргызский коньяк. Кстати, недорогой и без утренних последствий (смеется).
— Неожиданности были?
— Первой и самой главной неожиданностью была природа Кыргызстана. Она огромна и просто не лезет в кадр. Пропасти — огромные, горы — гигантские. Все очень большое. Берешь камерой кусочек склона, не видишь огромной горы. Но при этом совершенно фантастические, просто марсианские пейзажи. Было очень интересно снимать.
Здесь можно фантастические фильмы снимать, сказки. Есть прям готовые пейзажи для вестернов. Лошади есть, и массовку можно не гримировать, перья только в волосы воткнуть, вот вам и вылитые индейцы!
Но мы-то снимали весной, и в нашей картине получилось мало зелени в кадре, но на коррекции эту часть вытянули.
— А массовку где брали?
— Чтобы не получилось, что в детском лагере только дети азиатской внешности, нужны были и европейцы. Собирали по всем окрестным школам, привозили из Бишкека, благо это не проблема.
— А на фестивалях фильм уже оценили?
Тем не менее на фестивале "Киношок" фильм получил приз за лучшую женскую роль. Теперь планируем поучаствовать на кинофестивале в Шанхае.
— А когда картину покажут в Кыргызстане?
— Кыргызская часть нашей киногруппы прилагает усилия, чтобы привезти ее в республику, но пока безрезультатно, не знаю почему. Но с точки зрения культурного взаимодействия между нашими странами было бы хорошо, если кыргызстанцы увидят картину, снятую в их стране.
— Будете ли вы продолжать снимать в Кыргызстане?
— К сожалению, пока это очень неразработанное направление с точки зрения кино. Теперь я буду советовать и очень рекомендовать всем своим коллегам. Почему? Да Кыргызстан —просто находка для режиссеров. Во-первых, натура, во-вторых, низкие цены на услуги и очень открытые люди.
Так совпало, что наша группа одной из первых после долгого перерыва приехала снимать в Кыргызстане. Техническое обеспечение здесь пока слабое, и нам пришлось везти из России две фуры "света". Но желание работать у людей есть, и думаю, что если взаимодействие будет развиваться, то скоро в Кыргызстане появятся и свои технические возможности.
Тут главное — начать: закупить хорошее оборудование, подготовить кадры. Надо вкладываться, и в скором будущем Кыргызстан можно превратить в евразийский аналог Голливуда или Мекку для киношников.
А у национального кыргызского кино очень хорошее будущее. И если в вашей стране появится хоть один режиссер, имя которого прозвучит на фестивале категории "А", то это будет очень большой толчок для развития кыргызской киноиндустрии.
P.S. Хотя до Кыргызстана фильм «Ведьма» еще не добрался, у москвичей и гостей российской столицы есть шанс посмотреть картину 10 марта. Показ состоится в Большом зале Дома кино на ул. Васильевской, 13 в 19:00.