БИШЕК, 25 фев — Sputnik. В Кабуле прошла четвертая, фактически решающая четырехсторонняя встреча в формате Афганистан — Пакистан — США — Китай по организации прямых переговоров о мире "Кабул — талибы".
Как сообщает Sputnik Dari, три предыдущие встречи — в Исламабаде, Кабуле и снова Исламабаде — конкретного результата не дали. То талибы выдвигали неприемлемые для Кабула условия, то состав их оказывался не соответствующим рангу встреч.
По тому, как позиционировал эту встречу Исламабад, заявивший, что "все группы талибов захотят участвовать в прямых переговорах с Кабулом под единым началом", она должна была стать решающей в продвижении Кабул — Исламабад к прямым переговорам с талибами.
Тон на четырехсторонних встречах задают Вашингтон и Исламабад. Кабулу особыми достижениями на них похвастать было нечем. Разве что заявлением главы МИДа и в то время еще главы Высшего совета мира Салахуддина Раббани о том, что Кабул не приемлет никаких условий талибов. Звучит это красиво и категорично, но…
Но при всем уважении к занимаемой должности и его отцу — покойному Бурхануддину Раббани —Салахуддин, следует признать, не обладает пока ни харизмой, ни знаниями, ни умением своего отца вести такого рода переговоры по принципу "Политика — искусство возможного".
Вряд ли талибы вдруг прозрели и прислушались к позиции Кабула, озвученной Салахуддином. Не случайно, очевидно, на всех встречах Кабул был представлен в лице зама Салахуддина Хекматом Карзаем, человеком более искушенным. Не случайно, очевидно, и был назначен новый состав Высшего совета мира, председателем которого назначен пир Ахмад Гилани, а его заместителем — экс-второй вице-президент Карим Халили.
Сумеет ли новый состав Совета мира повернуть процесс переговоров в сторону, желательную для большей части политического истэблишмента афганской столицы? Практически шекспировский вопрос: "Быть или не быть?".
Наконец, сложно представить, чтобы Пекин, Вашингтон и Исламабад были согласны относительно целей переговоров между Кабулом и талибами, согласны в отношении будущего Афганистана, в отношении угроз, которые уже существуют внутри Афганистана, и как им противостоять. И главное, согласны ли они и в отношении того, будет или не будет-таки представлять угрозу Афганистан своим соседям на севере.
Формат этих четырехсторонних посиделок начисто исключил региональных внешних игроков, которые имеют безусловный авторитет в регионе, а также вес в решении афганской проблемы в целом. В соседних для Афганистана северных республиках, по словам Аждара Куртова, главного редактора издания "Проблемы национальной стратегии", эксперта по проблемам Центральной Азии, собственно и не исключают того, что проблема талибов в Афганистане, а с нею и проблема безопасности в регионе будет решена не сегодня и не завтра.
"Талибы так просто не пойдут ни на какие бы то ни было уступки и компромиссы. А значит, перспектива мирного урегулирования афганской проблемы все еще весьма сомнительна. Скорее всего, прямые переговоры зайдут в тупик, будут сорваны и затем возобновятся военные действия", — говорит Куртов, озвучивая доминирующее в центральноазиатских республиках мнение относительно ситуации в Афганистане.
Понять позицию северных соседей этой страны можно. Фактически в Кабуле решается и их завтрашняя проблема — безопасность региона. Решается без их на то участия. И это при том, что Ашраф Гани на своей инаугурационной речи вопрос взаимодействия со странами Центральной Азии назвал приоритетным для Афганистана.