БИШКЕК, 15 мар — Sputnik. Большинство кыргызстанцев, находящихся на территории Сирии, едут не в качестве "воинов джихада", а убегают от безработицы и отсутствия перспектив на родине, считает независимый эксперт Касым Жороев.
По его словам, по данным МВД Кыргызстана, в Сирию выехало около 500 кыргызстанцев. С учетом шестимиллионного населения получается один наемник на 12 тысяч сограждан.
Как считает Жороев, цифра очень тревожная. Для сравнения — из 17-миллионного Казахстана на борьбу с режимом Асада отправились всего около 300 человек.
"Экс-начальник 10-го Главного управления МВД КР полковник Рафик Мамбеталиев еще в июне прошлого года утверждал, что 98 процентов местных добровольцев ИГ — выходцы с юга Кыргызстана. То есть из архаичного региона, где традиционно сильны позиции исламистских джамаатов, включая нелегальные клерикальные группы. Фактически это готовая вербовочная база для пополнения рядов сторонников истишхада", — отмечает Жороев.
Эксперт сравнивает ситуацию с вербовкой в ряды борцов "священной войны" в Афганистан или Чечню.
"Почему же ранее не наблюдалось такой же активности среди потенциальных экстремистов при агитации их ехать на "священную войну" в Афганистан, Чечню или мятежный Вазиристан? Потому что, кроме идеологической составляющей и конфессионального фанатизма, нужна еще и элементарная экономическая мотивация! А о каком подобном стимулировании и радужных перспективах для пришлых кыргызстанцев может идти речь где-нибудь в пригородах нищего Герата или Кандагара?" — спрашивает Жороев.
Эксперт отмечает, что удары международной коалиции по инфраструктуре ИГ, включая ракетно-бомбовые удары российских ВКС, сильно потрепали их топливно-энергетическую базу и сузили поле для контрабандных поставок нефти, однако углеводородных запасов на данном плацдарме еще очень много, как и путей нелегального вывоза "черного золота". К тому же руководству ИГ безвозмездно помогают "сочувствующие" частные лица и фонды арабского мира плюс иные источники доходов, включая торговлю награбленными историческими реликвиями, сбор налогов.
Проводя профессиональную массированную пропаганду с помощью современных средств связи и коммуникаций по всему миру, ИГ не только расширяет степень своего политического и религиозного влияния с целью вербовки новых сторонников, пополняя людские ресурсы. Оно еще и формирует имидж "государства социального равенства", где гарантированы права экономического роста и предоставлены шансы для обретения финансовой независимости и дальнейшего успеха.
"Для многих магометан нашей республики, живущих в тисках бедности, безнадежно мечтающих о процветании, такой имидж становится все более привлекательным, даже несмотря на риск. При этом готовых лично пожертвовать собой ради "нового Халифата" меньшинство. Большинство банально надеется обрести в той же Сирии, как стране ПМЖ, новые возможности для себя и своих близких", — считает эксперт.
Он напомнил, что один из жителей иссык-кульского села Ак-Сай осенью прошлого года поехал в Сирию с 28 родственниками, включая трехлетнего сына. Едут 80-летние бабушки со снохами и зятьями, едут беременные, забирают детишек из школ. В Кызыл-Кие компетентными органами Баткенской области установлено, что более 20 кыргызстанцев из восьми семей уже находится в Сирии, среди них есть женщины 57-58 лет. И аналогичные факты отмечены во всех уголках Кыргызстана.
"Война с "неверными" здесь ни при чем: многие игиловцы из Кыргызстана предпочитают не базуки в руки брать, а устраиваться в качестве рабочего персонала, в сфере бытового сервиса, погонщиками и пастухами, авторемонтниками. Глава Антитеррористического центра при ГКНБ КР Таалай Жапаров рассказал СМИ, что кыргызстанцев привлекают также как медиков и поваров", — подчеркнул Жороев.
По его словам, Сирия — это не только зона боев, это еще и регион, где требуются дешевые рабочие руки, а их как раз в Кыргызстане с избытком. В этом аспекте эта страна ничем не лучше и не хуже традиционных для кыргызских мигрантов республик СНГ, куда они мигрируют в поисках лучшей доли, стараются там закрепиться, так как для них это все равно предпочтительней возврата в родные пенаты.
"Поэтому для правительства Кыргызстана самая эффективная борьба с наемничеством, экстремизмом, подрывной пропагандой фанатиков и даже с самим ИГ — это обычная, но неустанная деятельность по просвещению своих граждан и обеспечению их достойной работой и достатком", — подчеркнул эксперт.
А иначе кыргызстанцы так и будут как перекати-поле, искать за бугром свой смысл жизни, пусть даже со смертельным риском для самой этой жизни, заключил Жороев.