"Таблетка" вместо учебников
Надо сказать, в самой идее планшета на школьной парте нет ничего революционного. К примеру, в одной из столичных гимназий уже несколько лет ученикам закачивают на их устройства электронные учебники, и маленькие счастливчики каждый день вместо пяти-шести учебников носят с собой тонкие и звонкие планшеты. Их немного, и это только Бишкек, но для страны, где обеспеченность школьными учебниками составляет 62 процента (и те ветхие и устаревшие), в хозяйстве все сгодится.
Научить учителя
Однако само наличие планшета у ребенка — это лишь половина дела. Благодаря Китаю, массовое производство компьютеров удешевлено настолько, что известный западный онлайн-магазин еще на прошлое Рождество продавал упаковки из шести 7-дюймовых планшетов по 250 долларов, то есть чуть больше 40 долларов за единицу. Сопоставимо с ценой единой школьной формы.
Другой вопрос в том, что делать школяру, который, допустим, прямо сейчас получит заветный планшет? С оттяжкой швырять свиней в птиц? Или играть в бои без правил по Сети? "Вот так и растут брейвики-террористы! Весь вред от этих американских гаджетов, дети облучаются радиацией, с ума сходят" — таков главный аргумент ретроградов, и если их послушать, то выходит, что детей надо рожать на дому, растить без прививок, а лучшая игрушка — кукла из бересты. И в этом случае за ними правда. Если не будет единой методики преподавания, подготовленных учителей и адекватной технической поддержки, то, скорее всего, хорошая инициатива к этому и сведется. По статистике, 60 процентов школьных учителей — предпенсионного и пенсионного возраста, при этом 57 процентов школ республики испытывают нехватку преподавательского состава. Подготовка кадров тоже оставляет желать лучшего. Инновационные платформы, умные планшеты и мультимедийные учебники — это лишь одна составляющая успеха, материально-техническая база, которая никак не может заменить учителя или автоматически повысить качество преподавания. И остается открытым вопрос, кто и как будет учить детей в смарт-школах?
Заводные ноутбуки
Благородная идея помочь детям из бедных стран преодолеть "цифровой барьер" и предложить дешевые ноутбуки с выходом в Интернет провалилась. Во-первых, за годы разработки, переделок и доделок дешевых школьных ноутбуков благотворителей опередили не менее дешевые аналоги. Во-вторых, доступ к Интернету — это не уникальное свойство компьютера, в развивающихся странах мобильные телефоны также обеспечивают подключение к коллективному бессознательному. В-третьих, исследования, проведенные в странах, которые купили специальные школьные ноутбуки, показали, что наличие компьютера никак не сказалось на успеваемости учеников. Также исследователи пришли к выводу, что доступ к компьютеру влияет только на один показатель — собственно доступ к компьютеру.
Хотелось бы, чтобы наше правительство учитывало этот опыт при реализации программы "Умная школа" в Кыргызстане. Не все то золото, что придумывают выпускники MIT.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.