БИШКЕК, 21 мар — Sputnik. После обретения независимости Нооруз у кыргызстанцев ассоциируется с народными гуляньями, сладким лакомством — сумолоком и окуриванием жилищ арчой. О деталях празднования, откуда пришла традиция отмечать этот день, рассказал Sputnik Кыргызстан кандидат исторических наук Кыяс Молдокасымов.
1. Сумолок. В XIX веке в газете "Туркестанские ведомости" (первая российская еженедельная газета в Туркестане на русском языке, издавалась в Ташкенте до декабря 1917 года) появилась интересная информация. В голодное время после зимы, когда в закромах не было зерновых, все село собирало остатки проросшей пшеницы. Потом собранное в измельченном виде клали в казан и варили жидкое кушанье. Так и осталась традиция собираться вокруг казана и ожидать сумолока — светло-шоколадного лакомства из пророщенной пшеницы с добавлением растительного масла и муки. Есть его надо с добрыми помыслами дожить до нового урожая, при этом приговаривая: "Это наш хлеб и пропитание". Приготовление сумолока символизирует единство.
2. "Алас, алас! Ар балээден калас!". Что означают эти магические слова? Это своего рода слова-обереги, заклинание "Уходите прочь напасти!", изгнание злых духов, чтобы все неприятное осталось позади, ожидание обновления, призыв к очищению. Эти слова сопровождаются окуриванием жилья арчой. Кстати, эти слова Умай-эне (женское божество в шаманизме) употребляются в основном кыргызами, реже казахами. Другие народности эти заклинания прошлого почти не употребляют.
4. Пропаганда Нооруза кыргызской интеллигенцией. В первые годы перестройки, с 1985 года, отечественные историки и писатели собирались в "Аксакалдар чайханасы" в Бишкеке и своеобразно отмечали Нооруз. Они изучали историю праздника, различные факты. На таких встречах впервые были утверждены употребляемые сегодня названия месяцев и дней недели на кыргызском языке. Таким образом кыргызская интеллигенция обращалась к своим корням, истинным традициям и истории. А до официального празднования Нооруза оставалось еще 6 лет.
5. Запрет на празднование в советский период. С 1925-го по 1991 год на территории Кыргызстана Нооруз официально не праздновался. Как такового официального запрета не было, но люди, привыкшие к дисциплине и порядку, открыто его не отмечали. Только после обретения независимости Кыргызстан внес этот праздник в календарь. В регионах страны в те годы по-разному отмечали приход "нового дня" или праздника весны. В этот день обычно сажали деревья, нарядно одевались, собирались вокруг дасторкона и обсуждали новости, будущий урожай и приплод. Накануне каждый сельчанин приводил в порядок жилье, расчищал хлев, расплачивался с долгами, мирился со всеми, с кем был в ссоре. То есть новый период надо встречать без долгов, обид, с добрыми помыслами и надеждой на лучшую жизнь.